Педагогическое наследие русской эмиграции: Подведение итогов

9 января 2014
1405

Изложенные нами программы и методы занятий по Закону Божию в зарубежных воскресно-четверговых школах с достаточною ясностью обрисовывают существующую постановку этого дела.

С одной стороны, мы имеем тщательно разработанную, подробную программу старого, дореволюционного преподавания Закона Божия в наших русских средних и начальных школах, когда законоучитель имел возможность спокойно, не спеша, уверенно распределять свой курс Закона Божия на целый ряд лет и излагать его в строгой и стройной последовательности, переходя от одного отдела Закона Божия к другому и сообщая детям широкий и прочно усвоенный круг знаний по Закону Божию. Ему не было необходимости спешить. Занятия носили преимущественно характер сообщения теоретических познаний и закреплялись домашним изучением соответствующих учебников. Практическая сторона религиозной жизни, воспитание воли, выработка христианских привычек – не составляли в те времена неотложной, жизненной заботы законоучителя. Эту сторону жизни детей ведала, или должна была ведать семья, жившая тогда обычно ровным, спокойным, установившимся укладом религиозной жизни, в которой естественно втягивались и дети. Такая система постановки Закона Божия, нашедшая свое выражение в программе о. Протоиерея Сахарова, не потеряла и доныне своего значения в тех кругах русского общества, которые еще имеют возможность обеспечить своим детям спокойное, неторопливое образование в течение долгого ряда лет, и которые сумели еще сохранить крепкий религиозный уклад семейной жизни со всеми его церковными обычаями и привычками.

Но для большинства русской эмиграции пришли другие времена. Жизнь сдвинулась со своих нормальных путей. Не стало ровного, спокойного, церковно-бытового уклада семейной жизни.

Нет возможности обеспечить детям получение спокойного, неторопливого образования. Жизнь идет неясными, смутными, тревожными, нервными и непредвиденными путями. Приходится спешить дать детям возможное по обстоятельствам образование, и привлечь все силы к тому, чтобы по правильному пути направить и волю детей. В такое исключительное время возникает потребность в новых формах и способах религиозного обучения и воспитания. Возникает необходимость в возможно короткий срок сообщить детям возможно разнообразные сведения, одновременно учить их и молитвам, и Священной истории, и богослужению, и истории Церкви. Законоучитель уже не может быть только преподавателем; он должен быть и воспитателем, заменить ребенку отсутствующую или беспомощную семью; научить ребенка и молится, и стоять в Церкви, и усваивать правила христианского поведения. Конечно, при такой постановке обучения детей Закону Божию, при невозможности располагать определенным временем, религиозная работа по необходимости становиться торопливой и нередко поверхностной: знания сообщаются недостаточные, особенно при отсутствии учебников и при малограмотности детей.

Но зато здесь устанавливается более живое и тесное общение законоучителя с детьми, дети вовлекаются в религиозно – нравственное делание, обучение Закону Божию терять характер теоретический, и становится делом жизненным. Конечно, и самая программа этого нового приема преподавания Закона Божия, и самые методы преподавания нуждаются в дальнейшей разработке, так же, как и пути религиозно-практического влияния законоучителя на детей.

P. S. К особенностям современного преподавания Закона Божия нужно отнести также существующие попытки заочного преподавания Закона Божия. Потребность в такого рода преподавании Закона Божия существует большая. Многие дети живут со своими семьями вдали от больших школьных центров, среди иностранцев, и иноверцев вдали от церкви и священника, не имея необходимых учебников. Идя навстречу нужде этих детей в религиозном обучении, возникли попытки заочного преподавания Закона Божия: одна в воскресно-четверговой школе при Русском Христианском Студенческом Движений на Монпарнассе, другая – в Богословском Институте на Сергиевском подворье.

Родителям, пожелавшим получать для своих детей уроки заочного преподавания Закона Божия, высылается каждый отдельный урок (например, по Священной истории) с приложенным к нему вопросами, ответы на которые детей дают возможность проверять степень понимая детьми и усвоения предлагаемых уроков. Некоторые уроки поясняются картинками. Насколько нам известно, этот способ обучения Закону Божию пользуется широким сочувствием и распространением.

-------

Из учебников для воскресно-четверговых школ я считаю наиболее подходящим Учебник по Закону Божию Протоиерея Иоанна Богоявленского, хотя он и не приемлем для многих своей новой орфографией. Из других учебников я считаю наиболее подходящими: Прот. Аполлоний Темномеров. Наставление в Законе Божием для начальных училищ. Архиеп. Агафодор. Наставление в Законе Божием. Для матерей, занимающихся с детьми полезны: Прот. Леонид Колчев: Первая книга по Закону Божию. Кн. М. А. Львов: Священная история для детей. В качестве Библии для детей – могут рекомендовать: Священная история для детей Анны Зонтаг.


Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет