Педагогическое наследие русской эмиграции: Предисловие.

9 января 2014
1317

Прот. С. Четвериков

Летом 1925 года в Праге состоялся Педагогический Съезд представителей русской средней и низшей школы заграницей. Готовясь к этому Съезду, Педагогическое Бюро с особенным вниманием остановилось на вопросе о религиозном воспитании и образовании зарубежной русской молодежи дошкольного и школьного возраста. К этому побуждала его прежде всего сознание важности религии, как фундамента для образования, и как светлого, творческого начала в человеческой жизни, отвечающего основным прирожденным потребностям детской души; а затем и самый факт печального положения этого вопроса в жизни русской эмиграции. Существующие в русских эмигрантских школах программы Закона Божия отличаются крайним разнообразием и случайностью. В некоторых из приютивших наибольшие массы русских эмигрантов стран наблюдается значительная лаизация школы, вследствие которой преподаванию Закона Божия отводится гораздо меньше число часов, нежели то, на которое рассчитаны существующие программы Закона Божия. Необходимо новое распределение учебного материала по классам, а отчасти и изменение самого материала.

Возникла необходимость считаться и с тем обстоятельством, что чрезвычайно разнообразные и сложные, всегда трагические, а иногда и кошмарные впечатления революции и беженства почти до неузнаваемости изменили духовный облик учащихся. Будучи элементарны умом в смысле начитанности и знаний, они теперь, после пережитых впечатлений, далеко не элементарны душой. Беженское существование внесло расстройство и в жизнь эмигрантской семьи. Родители часто не имеют возможности сами содержать и воспитывать своих детей. Вынужденные добывать средства к жизни тяжелым, целодневным трудом и возвращаясь только вечером в свою квартиру, они оставляют детей в течении всего дня без присмотра, нередко в крайне неблагоприятной обстановке, среди чужих и чуждых людей, где дети, подчиняясь влиянию окружающей среды, утрачивают сознание своей русскости, забывают русскою речь, отвыкают от русского богослужения, забывают и русскую Пасху и русское Рождество.

Душа русского ребенка часто не знает необходимого домашнего уюта и благотворного влияния нормальной семейно-религиозной обстановки. Это обстоятельство налагает обязанность на существующие детские сады, ясли, приюты, колонии и начальные школы позаботиться о том, чтобы до известной степени устранить и преодолеть это зло в жизни русских детей. В противовес денационализирующему влиянию окружающей обстановки, они должны сохранить в русских детях и русское самосознание и православную веру.

Вышеизложенные трудности религиозной жизни и духовного развития русской зарубежной молодежи требуют внимательного, вдумчивого, любовного рассмотрения и целесообразных мер к их преодолению.

Озабочиваясь этим вопросом, Педагогическое Бюро осенью 1924 года поручило о. С. Четверикову составить доклад о желательной постановке религиозного воспитания и образования в русской средней школе, и передало этот доклад на рассмотрение особому Предварительному Совещанию, в состав которого вошли следующие лица: Его Преосвященство, Преосвященный Епископ Сергий, профессор-протоиерей о. Сергий Булгаков, бывший законоучитель русской гимназии в Моравской Тржебове протоиерей о. Иаков Ктитарев, Председатель Педагогического Бюро проф. В.В. Зеньковский, член Президиума Бюро князь П.Д.Долгоруков и бывший преподаватель Виленской Духовной Семинарии В.К.Недельский. Это совещание имело три заседания 23-го и 24-го Февраля, и 18 Марта 1925 года. Оно внимательно рассмотрело представленный ему доклад и, где нашло необходимым, изменило его и дополнило. Работа совещания легла в основу последующей работы Комиссии по Закону Божьему при 2-м Педагогическом Съезде, происходившем 5-12 Июня 1925 г. Поэтому, не останавливаясь на трудах Совещания, мы прямо перейдем к работе Комиссии. В Комиссии принимали участие следующие лица: Его Преосвященство, Преосвященный Епископ Сергий, протоиерей о. Петр Беловидов (председатель комиссии), В.К.Недельский (секретарь комиссии), Профессор В.В.Зеньковский, графиня В.Н.Бобринская , Профессор И.И.Лаппо, Профессор Е.В.Спекторский, М.А.Горчуколв, А.П.Петров, В.Н.Светозаров, князь П.Д.Долгоруков Н.Ф.Новожилов. В основание всех рассуждений и постановлений Комиссии была положена та мысль, что задача религиозного воспитания и образования заключается не только в сообщении детям известного круга религиозных сведений и не только в усвоении детьми правил нравственного поведения, хотя и это необходимо, но, главным образом, в пробуждении и развитии религиозной жизни сердца, и в сознательном принятии и оправдании этой жизни в старшем возрасте соображениями и доводами разума. Сознательная и радостная жизнь в атмосфере Церкви , проникнутая благоговением и любовью ко Христу - Спасителю, горячая готовность и привычка служить Богу и ближним по заповедям Евангелия - таковы должны быть плоды правильного религиозного воспитания и образования. С этой именно точки зрения Комиссия выяснила и обсуждала способы религиозного влияния на молодежь в дошкольном и школьном возрасте, и наметила ряд практических мер к достижению этой цели.

Обсуждая постановку преподавания различных отделов Закона Божия, Комиссия нашла возможным отступить от обычного строгого разграничения этих отделов по классам, когда, например, в 1-м классе исключительно занимаются Священной Историей Ветхого Завета, во 2-м классе Священной Историей Нового Завета, в 3-м классе объяснением Богослужения и т.д. Комиссия нашла возможным принять смешанный способ преподавания, признавая полезным, согласно с требованиями .... <пропуск в копии> .... учащихся в 1-м классе с устройством Православного Храма, с особенностями некоторых праздников, с житиями некоторых святых, особенно тех, имена которых носят учащиеся этого класса.

Такой же план занятий Комиссия допустила и для второго и третьего класса, причем в программу третьего класса включила ознакомление детей с Деяниями Св. Апостолов, как непосредственным продолжением Евангельской истории, изучаемой во втором классе.

При обсуждении вопроса о преподавании Катехизиса в Комиссии были высказаны две различные точки зрения. Одни голоса настаивали на сохранении преподавания Катехизиса в четвертом классе, основываясь, главным образом, на том, что в этом возрасте у учащихся существует иной психологический подход к истинам веры, нежели в старших классах. Здесь еще способны воспринимать истины веры сердцем, тогда как в старших классах они уже подходят к ним исключительно с рассудочной стороны. Сторонники другого мнения, указывая на сухость и отвлеченность Катехизиса, на несоответствие его изложения религиозным запросам детской души, желали перенести преподавание Катехизиса в 7-й класс, где его богословское содержание может вызвать больше живого умственного интереса со стороны учащихся. Комиссия приняла первое предложение, общее Собрание Педагогического Съезда согласилось со вторым.

В пятом и шестом классах, где по плану, принятому Комиссией, назначено было изучение истории Церкви - общей и русской, согласно сделанным предположениям - было добавлено изучение канонического устройства Церкви и знакомство с религиозными течениями в русском обществе.

Относительно двух старших классов, 7-го и 8-го, где обычно проходится курс православного вероучения (7 класс) и курс нравственного богословия (8 класс), возник вопрос о способе изучения этих курсов - изучать ли их непосредственно по первоисточникам - Евангелию и посланиям Апостолов, или по учебникам? Первый способ привлекает к себе общее сочувствие, затруднение чувствовалось только в отсутствии соответствующих руководств.

Во всех старших классах, начиная с 5-го, комиссия признала желательным, не ограничиваясь классным изучением предметов, привлекать учащихся к самостоятельной, более углубленной, работе, к составлению рефератов, к кружковому изучению Слова Божия, богослужения, житий святых, творений Отцов Церкви и др., под руководством о законоучителя; всех же вообще учащихся привлекать к активной церковной жизни под сенью родного школьного храма. Таково было общее направление работы Комиссии, детали которой читатели найдут в прилагаемых протоколах Комиссии. Нужно отметить еще и то обстоятельство, что важнейшим и необходимейшим условием успешности религиозного воспитания и образования в русской школе Комиссия признает единство духа и направления всех духовно руководящих сил школы. Опубликовывая прилагаемые протоколы, мы надеемся, что лица, близко стоящие к делу религиозного воспитания и образования русских детей, родители, руководители детских садов и начальных школ, а также законоучители и руководители средних школ, найдут в них не бесполезный материал для своей собственной деятельности. Перед русскою эмиграцией стоит огромная задача - сохранить в своей молодежи душу русскую и православную, готовую сознательно и горячо послужить Церкви и Родине. В умелом и благоприятном разрешении этой задачи заключается весь жизненный смысл нашего пребывания в изгнанничестве, и мы должны послужить этому делу с бодрым сердцем, с верою и надеждою на Бога!

1927  Ноябрь


Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет