Чудесные исцеления: Преподобный Серафим Саровский (1754—1833 гг.)

Невярович В.К. 18 марта 2012
7088

Преподобный Серафим Саровский (1754—1833 гг.)

Радость моя! Стяжи себе мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся.

Из беседы преп. Серафима Саровского с Н.Л. Мотовиловым

 

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) — один из наиболее почитаемых и любимых на Руси святых. Своей подвижнической жизнью он оказал и продолжает оказывать ныне исключительно сильное воздействие на весь христианский мир.

Еще при его земной жизни “можно сказать без преувеличения, что вся Россия в то время знала и чтила о. Серафима; по крайней мере слух о великом подвижнике ходил повсюду” (“Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря” С.-Петерб., 1908 г., стр. 412). Удивительна и судьба святых мощей этого угодника Божиего: почти на семьдесят лет утерявшихся в “смутные” 20-е годы, а затем как-то удивительно обретенных после описи Казанского собора в Ленинграде, где располагался музей религии и атеизма.

Впрочем, в своих пророчествах святой Серафим предсказал и это, как и многое другое, касающееся революционных событий в России, сокрушивших привычное течение религиозной жизни, подвергнувших храмы и святые обители разрушению и осквернению, возведя торжество насилия и грубой силы в культ государственного строя, породив всеобщее духовное оскудение, упадок нравственности и культуры.

С позиции обывателя, быть может, вся жизнь преп. Серафима кажется глубоко трагичной и примечательной лишь в силу тяжких лишений, страданий, сочетающихся с малопонятными периодами самоизоляции и религиозного аскетизма. Однако за всем этим стоит беспримерная внутренняя работа души, битва с темным, невидимым для простого глаза воинством; и как знать, если бы не все те лишения, болезни и беспримерные труды, то и не был бы “выкован, обожжен и закален этот прекрасный сплав святости, не явил себя бы миру прекрасный витязь божественной духовной силы!” Проследуем же по некоторым из известных эпизодов жизнеописания преподобного.

Еще в детстве маленький Прохор упал с высокой колокольни и лишь каким-то чудом остался жив. В десятилетнем возрасте мальчика постигает тяжелая болезнь, в какое-то время его положение становится, казалось бы, безнадежным. Но вот идет крестный ход, и мать будущего святого, быть может, в последней своей надежде прикладывает больного к иконе Знамения Божией Матери, после чего очень скоро происходит чудесное исцеление. Это чудо едва ли можно назвать случайностью, ибо в дальнейшей судьбе святого Царица Небесная проявит к нему самое деятельное внимание и участие.

Через два года после поступления в монастырь — вновь тяжкая болезнь, на этот раз длившаяся около 3 лет. Врачи тогда склонялись к диагнозу “водянка”. Все тело Прохора было распухшим, он не мог двигаться и нуждался в постороннем уходе. (Что это было за заболевание с позиции современной медицины, сказать трудно. Может быть, тяжелый нефрит (воспаление почек) или сердечная недостаточность, а может, и тяжелое заболевание печени, ведь “водянка” — это не самостоятельная болезнь, а лишь проявление какого-то заболевания, приведшего к нарушению кровообращения или фильтрации мочи. Тем не менее состояние больного все ухудшалось и, по-видимому, стало критическим. И вот в этот момент больной вдруг категорически отказался от всякой врачебной помощи, целиком полагая себя на волю Божию. Лишь незадолго перед смертью старец открыл истинную причину происшедшего, а случилось в тот день следующее; он увидел вдруг в сиянии необычайного света Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. “Сей нашего рода!” — сказала Небесная Гостья, указав на больного и, положив правую руку на голову страждущему, коснулась жезлом его правого бедра. На утро на этом месте открылась рана, из которой вытекло много жидкости. След от раны остался на всю жизнь.

Вскоре молодой послушник совершенно выздоровел. И в последующие годы как будто вполне окреп и был настолько силен здоровьем, что смог жить в полном уединении в лесу в строгом посте, занимаясь рубкой дров и другой физической, необходимой для существования, работой.

Трагическое событие в жизни угодника Божиего произошло в 1804 году. В сентябре, во время рубки дров к нему подошли трое неизвестных, одетых по-крестьянски, и потребовали денег. Услышав ответ: “Я ни от кого ничего не беру”, они, не поверив, зверски изувечили Серафима, который, имея немалую физическую силу и топор под руками, тем не менее решил не оказывать никакого сопротивления, а, напротив, сложил руки крестообразно на груди, заявив: “Делайте, что вам надобно”.

На седьмой день после того разбойничьего нападения преподобного, который нашел в себе силы добраться до людей, осмотрели врачи. Они нашли его в тяжелом состоянии: “голова проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело покрыто смертельными ранами, лицо и руки избиты, выбито несколько зубов”. Можно представить удивление медиков самим фактом живучести старца при таких повреждениях. Кроме того, он отказался от медицинской помощи и на сей раз. Причиной тому было видение во сне Божией Матери. В то время, когда врачи стояли над больным и обсуждали, как же помочь, по их мнению, почти безнадежному в выздоровлении, Пречистая предстала в видении Серафиму и вначале обратилась к врачам: “Что вы трудитесь?”, а потом, посмотрев на старца, произнесла: “Сей от рода нашего”. Видение исчезло, а к вечеру самочувствие больного, на удивление всем, уже значительно улучшилось.

Медицина знает немало примеров спонтанных выздоровлений, вопреки прогнозам специалистов, но едва ли это можно соотнести с исцелениями преподобного: слишком много совпадений, слишком мало поводов для недоверия, учитывая свидетельства самого святого, да и кощунственно это...

Преподобный Серафим приступил к исцелению больных далеко не сразу и, как он сам отмечал, “не по своей воле”, а по милости Божьей Матери, после многолетнего подвига пустынножительства, затвора, духовного совершенствования и обретения смиренномудрия. Это произошло в 1823 году (за 10 лет до кончины старца). Вероятно, первым из исцеленных старцем стал помещик Михаил Мантуров, дворянин Ардатовского уезда, а в будущем ставший христианским подвижником (опять пример исцеления не только телесного, но и духовного, то есть полного). Мантуров, будучи военным, получил тяжелую и, как считали врачи, неизлечимую болезнь ног, ибо “нельзя было остановить раздробление костей, от которого страдали ноги, причем частично кости начали через раны выходить наружу”.

А вот как описывается в свидетельствах эпизод самого целительства: “Еле смог Мантуров, поддерживаемый своими слугами добраться до сеней кельи, как вдруг сам о. Серафим вышел к нему и мягко спросил больного: “Что, пожаловал посмотреть на убогого Серафима?” Михаил упал к ногам старца и просил его об исцелении. “Веруешь ли ты в Бога?” — три раза спросил его старец и, получив утвердительный ответ, сказал: “Радость моя! Если ты так веруешь, то верь и в то, что верующему все возможно от Бога, а потому веруй, что и тебя исцелит Господь, а я, убогий Серафим, помолюсь”. Старец принес елею и, нагибаясь к сидящему Мантурову, помазал ему раны, говоря: “По данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую”. Михаил мгновенно почувствовал облегчение, а вскоре и полностью исцелился. Благодаря старца, он плакал, припадал к ногам святого, целовал их. Но старец поднял исцеленного и сказал: “Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Что ты, батюшка! Это дело единого Бога, который творит волю боящихся Его и молитву их слушает!..”.

Описанная сцена исцеления весьма показательна с точки зрения характера духовного врачевания истинного целителя и очень трогательна. Никакого насилия, грубости, надменности, гордыни, стремления к наживе. Напротив, обращение к больным со стороны преподобного всегда ласковое, искреннее, сердечное, умиленное: “радость моя”, “батюшка”, “ваше боголюбие”... Но иногда старец мог и гневно обличить пришедшего, строго указать на конкретные прегрешения, которые мгновенно прозревал своим духовным зрением. Характерна обстановка его жилища: “Маленькая келия его освещалась всегда одной только лампадой и возженными у икон свечами. Она не отапливалась никакой печкой, имела два маленьких оконца и была всегда завалена мешками с песком и каменьями, служившими ему вместо постели, обрубок дерева употреблялся вместо стула, и в сенях дубовый гроб, изготовленный его же руками” (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря). “Беседы его были исполнены духом смирения, согревали сердце, снимали с очей как бы некоторую завесу, озаряли умы собеседников светом духовного разумения, приводили их в чувство раскаяния и возбуждали решительную перемену к лучшему, невольно покоряли себе волю и сердца других, разливая в них мир и тишину” (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря). Еще в то далекое время старец с прискорбием отмечает всеобщее падение нравственности и обнищание человеческих душ. “Человека-то, матушки, днем с огнем не найдешь”, — сетовал он в беседе с сестрами Дивеевского монастыря.

В 1825 году о. Серафим исцеляет старшую из сестер его будущей общины Параскеву Степановну, страдавшую хроническим утомительным кашлем, напоив ее водой из источника, известного как “богословский”. О. Серафим поведал как-то, что сама Божья Матерь, ударив жезлом, извела из земли этот животворный ключ.

В 1827 году о. Серафим исцеляет некую Александру, жену дворового человека Лебедева, страдавшую “страшными припадками” (неизвестно, правда, какого характера были эти припадки: истерического или эпилептического). Старец напоил больную Богоявленской водой, дал частицу антидора и три сухарика, сказав следующее: “Каждые сутки принимай по сухарю со святою водою, да сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе землю и сотвори, сколько можешь поклонов”... Вскоре недуг отошел от больной и больше не возвращался.

Трудно сказать, что в данном случае сыграло решающую роль в исцелении: искренняя вера больной, святая вода или личность самого святого (один из современных медицинских конгрессов обсуждал вопрос о приоритетности лечебного эффекта, связанного с личностью врача или действенностью медикаментов), или та Божественная благодать, которой, без сомнения, был удостоен о. Серафим. Интересно одно из высказываний старца в разговоре с И.Я. Каратаевым, быть может, дающее ответ на наши мудрствования: “как худо и вредно для нас желание исследовать Таинства Божии, недоступные слабому уму человеческому, например: как действует благодать Божия через святые иконы, как она исцеляет грешных, подобных нам с тобой... и не только тело их, но и душу, так что и грешники, по вере в находящуюся в них благодать Христову, спасались и достигали царства небесного”. В другой раз старец по поводу способов целительства сказал следующее: “Мы читаем в Писании, что апостолы мазали маслом и многие больные от сего исцелялись. Кому же следовать нам, как не апостолам?”.

Немалый интерес представляет целительство преп. Серафима больных холерой. Еще за год до первой эпидемии холеры старец, по свидетельству П.И. Шкариной, говорил: “Грядет гнев Божий на Россию, приближается смертоносная холера. Бодрствуйте и молитесь, да не найдет на вы час смертный”. Во время разразившейся эпидемии старец давал следующие наставления: “Призовем имя Господа и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах, мы спасены”. Существует немалое количество свидетельств, касающихся фактов исцеления от холеры больных, прибегнувших к помощи о. Серафима. А ротмистр А.В. Теплов приказал напоить водой из Серафимова родника и раздать священную воду всем крестьянам. Вот отрывок из его собственного сообщения: “В селе я приказал собрать всех крестьян, пригласил священника и по совершении торжественного водоосвящения мы стали раздавать священную воду всем и отвезли часть ея в больницу, где многие были уже при смерти. Все они, по милосердию Божию, выздоровели вскоре, пользуясь исключительно присланною им водою, и никто с тех пор не умирал в моем имении. В особенности удивило нас всех и заставило возблагодарить милосердие Божие выздоровление одной семидесятилетней старухи. Она также заболела холерой и находилась уже в безнадежном состоянии. Но когда сосед ея, крестьянин, налил насильно в рот воды, так как она была в оцепенении, и потом еще вылил на нее из бутылки остальную воду, она впала в бесчувственность, потом через несколько минут выступил на ней обильнейший пот и через час, не более, старуха была вне всякой опасности”.

Существуют свидетельства исцелений от холеры и через непосредственное воздействие старца, а также через заочное обращение к нему с просьбой помощи и ходатайства пред Богом. Так, лихачевский крестьянин Е.В. (полное имя неизвестно) был исцелен старцем, когда буквально едва-едва смог доползти до келии преподобного.

Среди многочисленных случаев чудесных исцелений заслуживает внимания факт избавления от парализации симбирского помещика Николая Александровича Мотовилова, ставшего впоследствии “служкой” старца. Описание исцеления, составленное самим Мотовиловым, читатель найдет в приложении к данной главе. Надо сказать, что сохранившиеся записки Н.А. Мотовилова представляют собой исключительную ценность, ибо в них отражены не только фактические данные, но и некоторые пророчества старца, философские рассуждения и излагается концепция истинно христианской жизни, заключающаяся, по мнению о. Серафима, в стяжании (приобретении, накоплении) Святого Духа. “Так в стяжании этого Духа Божиего и состоит истинная цель нашей христианской жизни, а молитва, пост, бдение, милостыня и другие ради Христа делания добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего”. Сам святой своими подвигами и праведной жизнью, безусловно, смог стяжать и поныне отрицаемый материалистической наукой тот “мирен дух”. Современники о. Серафима оставили не только непостижимые свидетельства о прозорливости старца, его целительском даре, но и о каком-то особом внешнем преображении святого, когда от него начинало исходить особое сияние. “Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собственными глазами, что и готов подтвердить и присягаю”, — писал Н.А. Мотовилов. Это же сияние исходило и от других подвижников этого удивительного, пока еще не понятого и по достоинству неоцененного нами явления, как святость, освящающая и обожествляющая человека Высшим Солнцем Истины.

Преп. Серафим обладал и духовным видением, мог воочию видеть представителей духовного мира. Ему был дан дар целительства бесноватых, которых он исцелял крестом и молитвою... Преставился о. Серафим в 1833 году. Срок своей земной кончины он предсказал заранее. В 1903 году Святейший Синод причислил преп. Серафима к лику Святых. Торжественное прославление его происходило в присутствии Государя и Государыни и сопровождалось массовыми исцелениями. Ниже приводится отрывок из очерка известного духовного писателя Е. Поселянина “На небе или на земле”, посвященного этому знаменательному событию.

“Я вспомнил две сцены, происшедшие перед моими глазами тут 20 июля 1903 года на другой день на торжестве открытия мощей. Это было перед поздней обедней. С правой стороны беспрестанно подходила прикладываться вереница ожидавшего народа. Середина церкви была свободна, охраняемая полицией. Больных подносили именно с этой стороны. С большим трудом подносили к раке бесноватого. Я никогда не видел такого ужасного лица. Обросший густой бородой, с нависшими бровями и густыми усами, человек лет сорока вырывался из рук, ведших его. Невыразимый ужас был на его лице, и он страшно кричал, что не хочет идти, что Серафим его жжет. Нечеловеческие усилия употребили вожатые, чтобы дотащить его до раки и приложить к мощам, и в это мгновение он исцелился. Мне кажется, что тот, кто видел бесноватых, убедился в том, что в них сидит какая-то посторонняя сила, потому что человек исцелившийся становится совершенно другим. Так было и с этим. Лицо его сделалось кротким, озарено каким-то счастливым миром. Много уже лет, оказалось, он не был у причастия, а тут его немедленно отысповедал собравшийся служить архимандрит Владимир, нынешний епископ Омский, и в конце литургии он приобщился.

Вслед за этим чудом совершилось другое. Несколько человек принесли к раке расслабленного мужчину лет под сорок. Запомнил его имя — Федор Годунков, крестьянин, служивший раньше солдатом в одном из гвардейских кирасирских полков. Руки и ноги у него висели как плети. Его было тяжело перегнуть, и пришлось прикладывать к раке, держа все тело на весу. И когда он приложился и его опустили на помост, где стоит рака, на ноги, он отстранил от себя вожатых и тут же легко пошел. И сколько было таких исцелений! Сколько людей, ожидающих исцеления! Не забуду, как на матрасе принесли женщину поразительной красоты, лет тридцати, с виду богатую мещанку, одетую в хорошее платье с богатым платком. Откинув навзничь голову, она со слезами повторяла: “Преподобный, подыми меня”. И, стоя тут, у этой раки, вы стараетесь почувствовать те токи благодати, которые расходятся отсюда по русской земле, и те молитвы, стоны и слезы, которые обратно стремятся к этому месту... “Сколько молитв заключено в этом тесном пространстве, сколько тут совершилось чудес, сколько возродилось жизней, сколько раздалось слов необыкновенных, пророческих, неизъяснимых”.

Этими прекрасными словами и завершается эта глава. Пусть же на пути жизни нашей столь великий пример святости и благочестия исполнит и нас надеждой, верой, любовью и непристанным стремлением к Истине!

 

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ

О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земного жития твоего никтоже от тебе тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя; се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающая тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет