Православие. Том 2: Приготовление к евхаристическому приношению

Митрополит Илларион (Алфеев) 4 апреля 2012
2256

Поставив чашу и дискос на престол, архиерей или священник покрывает их воздухом — прямоугольным платом с изображением креста посередине. При этом читается великосубботний тропарь, напоминающий о положении Христа во гроб: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи». Далее в литургии Иоанна Златоуста следует молитва, весьма близкая по содержанию к первой молитве верных, частично цитированной выше. В литургии Василия Великого, однако, здесь следует молитва, которая гораздо богаче по богословскому содержанию:

Господи Боже наш, создавый нас и введый              Господи Боже наш, создавший нас и приведший
в жизнь сию, показавый нам пути во спасение,          в эту жизнь, показавший нам пути ко спасению,
даровавый нам небесных таин откровение,                даровавший нам откровение небесных таин!
Ты бо еси положивый нас в службу сию                     Ты назначил нас на это служение силой
силою Духа Твоего Святаго, благоволи убо,               Святого Твоего Духа. Итак, удостой нас
Господи, быти нам служителем Новаго Твоего            быть служителями Твоего Нового Завета,
Завета, слугам святых Твоих таинств... Призри           слугами святых Твоих таин... Взгляни на нас,
на ны, Боже, и виждь службу сию нашу, и                  Боже, и узри эту нашу службу и прими ее,
приими ю, якоже приял еси Авелевы дары,                как ты принял дары Авеля, жертвы Ноя,
Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеева        всесожжения Авраама, священство Моисея и Аарона,
и Ааронова священства, Самуилова мирная.               мирную жертву Самуила. Как Ты принял от Твоих
Якоже приял еси от святых Твоих апостол                   святых апостолов эту истинную службу,
истинную сию службу, сице и от рук нас,                    так и от рук нас, грешных, прими эти Дары
грешных, приими Дары сия по благости Твоей,            по благости Твоей, Господи, чтобы, удостоившись
Господи, яко да, сподобльшеся служити без               непорочно служить святому Твоему жертвеннику,
порока святому Твоему жертвеннику, обрящем           мы в страшный день Твоего праведного
мзду верных и мудрых строителей в день                   воздаяния обрели награду верных и мудрых
страшный воздаяния Твоего праведнаго.                     управителей.

Эта молитва раскрывает смысл литургии как таинства Нового Завета, соединяющего всю историю человечества от сотворения мира с эсхатологическим ожиданием Страшного Суда. Молитва устанавливает преемство между ветхозаветным культом всесож-жений и жертв и Служение Моисея и Аарона в скинииновозаветной Евхаристией, прообразом которой эти жертвы являлись. В молитве упоминается пять сюжетов: принесение Авелем жертвы Богу (см.: Быт 4,4), жертвоприношение Ноя по окончании потопа (см.: Быт. 8, 20—22), принесение Авраамом в жертву сына своего Исаака (см.: Быт. 22,1-14), священство Моисея и Аарона (см.: Пс. 98, 6), «мирные жертвы», принесенные Самуилом (см.: 1 Цар. 11,14-15). Все эти сюжеты в христианской традиции воспринимались как прообразы Евхаристии. Эти же и другие евхаристические сюжеты нашли отражение в раннехристианских фресках, мозаиках и иконописных изображениях, размещавшихся в алтаре. Например, на византийских мозаиках и фресках в качестве прообразов Евхаристии фигурируют: Авель, приносящий жертву Богу; Авраам, встречающий трех путников; Авраам, приносящий в жертву Исаака; Мелхиседек, выносящий хлеб и вино навстречу Аврааму; Моисей и Аарон в скинии. На боковых дверях русских иконостасов изображались Моисей и Аарон.

Для понимания смысла приведенной молитвы и содержащихся в ней библейских аллюзий необходимо вспомнить учение апостола Павла о священстве и жертвах, содержащееся в главах 5-10 Послания к Евреям. Павел начинает с напоминания о том, что ни один ветхозаветный первосвященник не принимал священство сам от себя, но поставлялся на это служение; подобным образом и Христос стал Первосвященником по чину Мелхиседека не Сам от Себя, но потому, что был поставлен на это служение Отцом (см.: Евр 5, 1-10). Мелхиседек, царь Салимский, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Бо-жию, пребывает священником навсегда (7, 1-з). Он — прообраз истинного Первосвященника, прошедшего небеса (4,14), пребывающего вечно и имеющего священство непреходящее (см.: 7, 24). Ветхозаветная скиния состояла из двух отделений: в первое всегда входили священники для совершения богослужения, во второе же лишь однажды в год входил первосвященник с жертвенной кровью, которую приносил за себя и за грехи неведения народа (см.: 9,1-7). Христос же, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною... и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел венное искупление (9,11-12). Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (10, 4), ветхозаветные жертвы не могут истребить грехов (см.: 10, 11). Христос же, принеся... жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... ибо одним приношением навсегда сделал совершенными очищаемых (10, 12; 14).

Вся эта столь детально разработанная типология нашла отражение в тексте Божественной литургии. Евхаристия является той единственной жертвой, которая необходима для спасения и которая заменяет все ветхозаветные жертвоприношения и всесожжения. Церковная община при совершении Евхаристии являет собой дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет 2,5). В то же время, совершая Евхаристию, церковная община продолжает дело апостолов («якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу»). Так устанавливается прямая линия преемства между ветхозаветным культом, богослужением апостольской общины и Евхаристией, совершаемой сегодня.

В то время как священник читает молитву, диакон произносит просительную ектению. По содержанию она отличается от других ектений тем, что включает в себя прошения, касающиеся личной судьбы каждого христианина. В просительной ектении молящийся обращается к Богу с просьбой послать ему «Ангела мирна, верна наставника», хранителя души и тела. Это тот Ангел, о котором Иоанн Златоуст пишет: «Каждый верующий имеет Ангела, так как и с самого начала всякий благочестивый человек имел Ангела, как говорит Иаков: "Ангел, питающий меня, избавляющий меня с юности моей" (см.: Быт 48, 15-16)... Поэтому будем молиться и взывать, прося себе Ангела мирна...» В дальнейших прошениях ектении молящийся обращается с просьбой о том, чтобы Бог даровал ему провести оставшееся время жизни «в мире и покаянии», о ниспослании безболезненной, непостыдной и мирной христианской кончины, о добром ответе на Страшном Суде Христовом.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет