Мои посмертные приключения: Примечания

Вознесенская Ю. Н. 3 декабря 2011
1843


1 У о. Серафима Роуза, в книге «Душа после смер­ти», подробно рассматриваются посмертные опыты, в которых наши современники видели именно иноп­ланетян, «светящихся существ» и т.д. О. Серафим объясняет, что «причина в том, что ожидает и готов увидеть умирающий. Христиане прошлых веков, ко­торые имели живую воду <веры>, боялись ада, и чья совесть в конце концов обличала их, часто перед смер­тью видели бесов, <...> современные же «просвещен­ные» люди видят то, что согласуется с их комфорта­бельной жизнью и убеждениями, исключающими страх ада и веру в бесов. В действительности сами бесы предлагают такие искушения, которые соответствуют духовному состоянию или ожиданиям умирающих». (Цит. по: о. Серафим (Роуз). Душа после смерти.— СПб., 1994, с. 44). — Здесь и далее примечания Редактора.

2 Речь идет о пребывании души после смерти и частного суда в аду. Необходимо отметить, что по Пре­данию и учению Православной Церкви загробная жизнь, блаженная или в мучениях, зависит от нашей земной жизни. Души христиан, чья жизнь не принес­ла плодов истинного покаяния, помещаются в ад, где их мучения могут быть облегчены или прощены по молитвам святых, оставшихся живых близких, по мо­литвам Церкви. «В ад же временно поступают и те души христиан, впадших в смертные грехи, которые принесли покаяние, не отчаялись в своем спасении, но не успели принести плодов покаяния. В ад поступа­ют и грешники, которых участь на частном суде окон­чательно не решена. Заключенные здесь души пребы­вают временно» до Страшного Суда, где состоится окончательный суд и определение участи всех людей. (Цит. по: монах Митрофан. Как живут наши умершие и как будем житъимы по смерти. — М., 2000, с. 332).

Мучения осужденных душ отличаются от тех, чья участь не определена. Внутреннее, духовное мучение душ состояния нерешенного растворяется надеждою на Бога, Который не хочет смерти и погибели греш­ных; эти души признают и в аду себя невинными и пе­ред именем Иисуса Христа наравне со всеми жителя­ми Рая преклоняют свои колена, и тем самым все бо­лее и более принимают в себя врачующую немоществу-ющее и восполняющую недостающее благодать. По­этому нельзя сказать, что души состояния нерешен­ного удалены совершенно от Бога, как удалены от Него осужденные за неверие. Души, низверженные в ад за открытую хулу на Бога как неверные, не испове­дают Господа Иисуса Христа как Спасителя и Бога Ис­тинного.

3 В православном догматическом богословии про­хождение через воздушные мытарства считается сту­пенью частного суда, посредством которого решает­ся участь души до Страшного Суда. Предание сообща­ет нам учение о мытарствах в различных образах, но существенно то, что есть в действительности истяза­ние бесами, которые предъявляют душе ее грехи и пы­таются вырвать ее у ангелов; и все это происходит в воздухе над нами, и может быть увидено теми, чьи ду­ховные очи открыты. (Об этом см.: свт. Игнатий Брян-чанинов. Слово о смерти; о. Серафим Роуз. Указ. соч).

4  По учению Православной Церкви христиане участвуют в таинстве исповеди с семи лет.

5  Брак, по учению Православной Церкви, есть соединение мужчины и женщины в любви с целью создания семьи.

Случайная связь, в которую вступают люди для удовлетворения похоти, есть блуд. Никакого автома­тического превращения «двух в одно» не происходит. «Двое во едину плоть» — духовный процесс, для кото­рого потребны содействие Божественной благодати и напряжение всех духовных сил супругов на протя­жении всей жизни.

6 Предание Православной Церкви учит, что для души человека после смерти и до Страшного Суда воз­можны только два состояния: пребывание либо в аду, либо в раю.

Явление душ умерших происходит либо по про­мыслу Божию, например, явление души пророка Са­муила царю Саулу (см. 1 Цар. 28: 8-20), либо есть бе­совское обольщение.

7 Состоявшийся в августе 2000 года Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Право­славной Церкви определил: «Прославить как страсто­терпцев в сонме новомучеников и исповедников Рос­сийских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В после­днем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воп­лотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страда­ниях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученичес­кой кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христо­вой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смер­ти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке».

293

Это определение отличается от принятого в Рус­ской Православной Церкви за рубежом почитания Царя и его Семьи как мучеников, за Россию постра­давших.

8 По учению св. Макария Александрийского и др. прпп. и свв., душа после смерти в третий день возно­сится на небо, проходя мытарства, и является к Богу для поклонения. После поклонения Богу повелевает­ся показать душе различные обители святых и красоту Рая. Это продолжается шесть дней. «Созерцая же все сие, душа изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то скорбит, видя жизнь святых, о своей беспечности, о том что не узнала Бога как должно при жизни. На девятый день от своего разлучения с телом душе повелевается узреть ад и его муки. В продолжение 30 дней душа во­дится по аду. Наконец, в 40 день над душой происходит частный суд, где определяется участь дупл! в загробной жизни до Страшного Суда». (См.: монах Митрофан. Указ, соч.; свт. Игнатий Брянчанинов. Указ. соч).

9 Персонаж детективных романов Рекса Стаута, частный детектив, коллекционирующий редкие виды орхидей.

10 В аду находятся до времени предназначенные ко спасению. Находятся сейчас, как находились и прежде те, к которым по смерти сходил в ад Иоанн Предтеча для проповеди о пришедшем на землю Спа­сителе. Православная Церковь поет в тропаре, в честь него написанном: «Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показа бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповедан­ного. Тем же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

11 Сам Иисус Христос сошел в ад к грешным ду­шам Своею Божественной душою и пребывал там трид-невно до Воскресения. Как пишет св. Иоанн Дамаскин: «Обоженная душа (Иисуса Христа) низошла во ад, дабы как на земле Солнце правды воссияло, так и под землею свет озарил седящих во тьме и сени смертной; дабы как на земле Христос благовестил мир, пленным отпущение и слепым прозрение, <...> так и во аде, <...> и таким образом разрешив окованных от века, нако­нец воскрес из мертвых, показав нам путь ко спасе­нию». (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 29).



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет