Путь разума в поисках истины: Примечания к главе II, III

Осипов Алексей Ильич 3 декабря 2011
1877


1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. С. 136.
2. О граде Божием. Цит по: Рождественский Н.П. Указ. соч. С. 137.
3. Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: "Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия". Цит по: Рождественский Н.П., проф. Христианская апологетика. Т. 1. СПб., 1893. С. 141.
4. Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 6-7.
5. Анализ взгляда Канта на этот вопрос см., например: Флоренский П. Культ и философия // Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. С. 119-135.
6. Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. С. 149.
7. Стэнли Л. Яки. Бог и космологи. Долгопрудный. 1993. С. 23.
8. Хилл К.Р. Христианская защита морали и демократии.// Диспут. 1992. №1. С.138
9. Исаак Сирин, св. Слова Подвижнические. М.1858. Сл.34. С.217.
10. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. Ответ 274.
11. Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб. 1905. Т. IV, с. 24.
12. Свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности // Богословские труды. №17. М., 1977. С. 150-151.
13. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям. М., 1911. С. 111.
14. Там же. С. 39.
15. Пфлейдерер О. О религии и религиях / Пер. с нем. СПб., 1909. С. 45.
16. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 137.
17. См. его "Православие и религия будущего".
18. Дорофей, преп. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 19. С.212.
19. Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб. 1905. Т. I, с. 513.
20. Главные его труды: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук", "Лекции по философии религии", "Философия права" и др.
21. "О цели христианской жизни". Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, Сергиев Посад.1914. С. 33 и 10.
22. Еп. Игнатий. Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад. 1917. С. 78-79.
23. Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 36.
24. Естествознание и религия. 1970. № 3. С. 10.
25. Фольц В. Римба / Пер. с нем. М.; Л., 1931. С. 100. Цит. по: Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 37-38.
26. Токарев С.А. Тэйлор Э.Б. // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 691-692. См. его же Анимизм. Там же. С. 27.
27. Там же С. 692.
28. Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Сочинения: В 3 т. / Пер. с нем. М., 1923-1926. Т. 3. С. 168.
29. Там же. С. 192.
30. Там же. С. 169.
31. Там же.
32. Там же. С. 214.
33. Человек человеку бог.
34. Булгаков С. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // Два града: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 14.
35. Там же. С. 17.
36. Кудрявцев В.Д. Начальные основания философии. 9-е изд. Сергиев Посад, 1915. С. 125.
37. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.-Л., 1967. С. 3-4.
38. Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 37.
39. Там же. С. 169.
40. Там же.
41. См., например, об этом: Глаголев С.С. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.
42. Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 78.
43. Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 53.
44. Курьер. 1972. № 819 С. 12. См. также: Человек // БСЭ. 3-е изд. Т. 29. М, 1978. С. 50-54.
45. Происхождение религии // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 565.
46. Титов В.Е. Православие. М., 1967. С. 301.
47. Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 161.
48. Там же. С. 110.
49. Религия // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 597.
50. Достаточно вспомнить, например, Дерсу Узала у В.К. Арсеньева.
51. Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 36.
52. Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 16.
53. Там же. С. 7.
54. См., напр., Покровский А.И. Библейское учение о пер-вобытной религии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Хри-санф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. I - II. СПб. 1873; 1875. Светлов Э. Магизм и едино-божие. Брюссель, 1971. (См.: Примечания и Краткая библиогра-фия.)
55. См.: Зубов А. Б. Победа над последним врагом // Бого-словский вестник. 1993. №1.
56. См., например, Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960; Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961; Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.
57. Цицерон. "О природе богов". Цит. по: Кудрявцев В. На-чальные основания философии. Сергиев Посад, 1910. С. 176-177.
58. Лопатин Л. Положительные задачи философии. М., 1911. Ч. 1. С. 277-278.
59. Старокадомский М.А. Опыт умозрительного обоснова-ния теизма в трудах профессоров МДА. М., 1969. Машинопись (библиотека МДА).
60. Попов Ю., Пухначев Ю. Парадоксы // Наука и жизнь. 1971. №1. С. 102.
61. Ахлибинский Б.В. Чудо нашего времени // Кибернетика и проблемы развития. Л., 1963. С. 91. См. подробнее об этом ниже в гл. V, § 1, п. 5: Достоверность научного знания.
62. 1967. №5. С. 28 и 1968. №6. С. 49.
63. См.: Доказательство // Энциклопедический словарь: в 2 т. / Под ред. Б.А. Введенского. 1963-64. Т. 1. С. 343.
64. См. подробнее: Доказательство // Философская энцик-лопедия. М., 1962. Т. 2. С. 42-48.
65. См. гл. V, § 1.
66. Великий французский ученый и христианин Пастер (†1895 г.), говоря о науке и своих научных выводах, писал: "Здесь нет ни религии, ни философии, ни атеизма, ни материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов и только фактов". (Цит по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18).
67. Наан Г. Бог, Библия, бесконечность // Наука и религия. 1959. №3. С. 23.
68. Добротолюбие. 4-е изд. М. 1905. Т. 1. С. 90. § 150.
69. Авва Исаак Сириянин. Слова Подвижнические. М.1858. Сл. 34. С. 218, 219.
70. Там же. Сл. 36. С. 228.
71. Авва Исаак Сириянин. Слова Подвижнические. М.1858. Сл. 37. С. 229-230.
72. Там же. Сл. 55. С. 362.
73. Там же. Сл. 48. С. 299, 300.
74. См. по этому вопросу, например: Еп. Феодор (Поздеев-ский). К вопросу о страданиях // Богословский вестник. 1909. №10. С. 286-311; Введенский А.И. О так называемых невинных страданиях // Душеполезное чтение. 1891. Кн. 12. С. 505; Прот. П.Светлов Христианское вероучение в апологетическом изложе-нии. Киев, 1910. С. 697.
75. "В точной формулировке закона причинности, а именно, если мы точно знаем настоящее, мы можем вычислить и будущее, ошибочен не вывод, а предпосылка, поскольку все эксперименты подчиняются законам квантовой механики; с помощью квантовой механики окончательно устанавливается несостоятельность закона причинности". (Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории / Пер. с нем. М.; Л., 1932. С. 61).
76. Зельдович Я. Собственная жизнь идеи // Литературная газета. 9 февраля 1972 г. С. 11.
77. См. напр., Николай Колчуринский. Мир - Божие творе-ние. М. 2000.
78. Кант И. Сочинения: В 6 т. / Пер. с нем. М., 1966. Т. 4. Ч. 1. С. 140.
79. Девис П. Суперсила. М., 1989. С. 265.
80. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Во-просы философии, 1991. №2. С. 39-40, 42.
81. Берг Л.С. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67-68.
82. Зелиг К. Альберт Эйнштейн. / Пер. с нем. М., 1966. С. 44.
83. Девис П. Указ. Соч. С. 261.
84. "Как-то математики подсчитали вероятность возникно-вения жизни на земле. Оказалось, что по законам мира чисел мы не имеем права возникнуть, а уж если возникли, то не должны были выжить" ("Известия". 21.VIII.1970. №189). Вероятность возникновения жизни из случайного соединения молекул равна 10-255. (Населенный космос / Под ред. В.Д. Пенелиса. М., 1972). Вероятность возникновения молекулы ДНК равна 10-80.038 (Кура-шов В.И., Соловьев Ю.И. О проблеме "сведения" химии к физике // Вопросы философии. 1984. №6. С. 96).
85. См.: Психологический аргумент.
86. См.: гл. II, § 6, п.1: Натуралистическая гипотеза.
87. См.: гл. II, § 6, пп. 2 и 3: Анимистическая гипотеза и Гипотеза Фейербаха.
88. Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. На-чальные основания философии. 7-е изд. Сергиев Посад, 1910. С. 176-177.
89. Там же. С. 176.
90. Кудрявцев В. Указ. соч. С. 177.
91. См.: гл. II, § 6: Происхождение религии.
92. Под нравственным законом подразумевается присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести и внут-реннее требование правды, выражающееся в основном принципе: не делай другому того, чего не желаешь себе.
93. Кант И. Соч.: В 6 т. / Пер. с нем. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270; Цит. по: Категорический императив // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
94. Кудрявцев В. Начальные основания философии. 7-е изд.: Сергиев Посад, 1910. С. 434-435.
95. Кудрявцев В. Указ. соч. С. 194-195.
96. Цит. по: Андреев И.М. Православно-христианская апо-логетика. Нью-Йорк, 1965. С. 40.
97. Клячко В. Наука познает мир // Наука и религия. 1967. №1. С. 72
98. Там же.
99. Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 12.
100. Там же. С. 14.
101. См. подробнее об этом в гл. II, § 6, п.5: Положительный взгляд на происхождение религии.



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет