Путь разума в поисках истины: Примечания к главе IV

Осипов Алексей Ильич 3 декабря 2011
1777


1. Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. Ст. "Наука".
2. Рассел Б. Человеческое познание / Пер. с нем. М., 1957. С. 204.
3. Эйнштейн А. Собрание научных трудов / Пер. с англ. М., 1967. Т. 4. С. 136.
4. Берг Л. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67-68.
5. Эйнштейн А. Указ. соч. С. 154.
6. Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. М., 1958. С. 195.
7. Таунс Ч. Слияние науки и религии / Литературная газета. 1967. №34.
8. Берг Л. Наука, ее содержание, смысл и классификация. Пг., 1922. С. 18-23.
9. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики / Пер. с англ. М., 1966. С. 30.
10. Фейнман Р. Характер физических законов / Пер. с англ. М., 1968. С. 77-78.
11. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики / Пер. с нем. М., 1953. С. 64-66.
12. Оппенгеймер Р. О необходимости экспериментов с частицами высоких энергий // Техника - молодежи. 1965. №4. С. 10.
13. Логика научного исследования / Под ред. П.В.Копнина. М., 1965. С. 230-231.
14. Вернадский Б.И. Проблема времени в современной науке // Известия АН СССР. Отделение математических и естественных наук. 1932. №4.
15. Лем С. Сумма технологии / Пер. с польск. М., 1968. С. 127.
16. Налимов В.В. Что есть истина? // Химия и жизнь. 1978. №1. С. 49.
17. Франк Ф. Философия науки / Пер. с англ. М., 1960. С. 76.
18. Мамчур Е.А. Проблема критерия простоты научных теорий // Вопросы философии. 1966. №9. С. 159.
19. Наан Г. К проблеме бесконечности // Вопросы философии. 1965. №12. С. 65.
20. Черкашин П. Гносеологические корни идеализма. М., 1961. С. 189.
21. Беседа с академиком Г.Нааном. О диалектике познания // Наука и религия. 1968. №12. С. 23.
22. Казютинский В.А. Астрономия и диалектика. Астрономический календарь. Ежегодник. Вып. 73. М., 1969. С. 148-149.
23. Васильев Л.С., Фурман Д.Е. Христианство и конфуцианство // История и культура Китая / Под ред. Л.С.Васильева. М., 1974. С. 422.
24. Копнин П. Философия в век науки и техники // Литературная газета. 1968. №5. Ср. Философия // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5. С. 332: "По самой своей природе философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом".

25. Казютинский В.В. Астрономия и диалектика // Астрономический календарь. Ежегодник. Вып. 73. М., 1969. С. 146.
26. Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л., 1961. С. 185.
27. Ломоносов М. Стихотворения / Под ред. П.Н.Беркова. Изд. "Советский писатель", 1948. С. 7.
28. См. п. 2: Понятие науки.
29. Светлов Э. Истоки религии. Брюссель, 1970. С. 258.
30. Лавуазье Антуан Лоран (1743-1794 гг.), французский химик, член парижской Академии наук; был казнен по приговору революционного трибунала. В 1796 г. признан невинно осужденным (Энциклопедический словарь: В 2-х т. / Под ред. Б.А.Введенского. М., 1963. Т.1).
31. Ньюком С. (1835-1909), американский астроном.
32. Герц Генрих (1875-1894), немецкий физик, специалист в области электромагнитных и электродинамических явлений.
33. Бор Нильс (1885-1962), выдающийся датский физик, создатель квантовой теории атома.
34. Конт Огюст (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма.
35. Пастер Луи (1822-1895), знаменитый французский биолог.
36. Месмер (1733-1815), французский врач.
37. Шопенгауэр Артур (1788-1860), немецкий философ-идеалист.
38. Горбовский А. Загадки древнейшей истории. 2-е изд. М., 1971. С. 77-79.
39. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. М., 1858. С. 195.
40. См. гл. IV, § 3, п.2: Телеологический аргумент.
41. Здесь и далее цитируется по магнитофонной записи.
42. Поскольку художественная (эстетическая) деятельность претендует не столько на постижение истины, сколько на выражение и удовлетворение душевных потребностей и состояний человека, область эстетики здесь не затрагивается.
43. Богатую этимологию понятия "истина" дает свящ. Павел Флоренский в своей теодицеи "Столп и утверждение истины" во втором письме "Сомнение".
44. Термином "мистика" здесь и далее обозначается неверный, мнимый духовный путь, по терминологии отцов Церкви - "прелестный", в отличие от опыта действительного богопознания, теозиса (обожения).
45. Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 67.
46. Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272.
47. Хомяков А.С. Сочинения. М., 1910. Т. 1. С. 347.
48. Вопросы Философии. 1999.№2. С.115.
49. Берг Л.С. Наука, ее содержание, смысл и классификация. 1921. С. 18-20,23. Подробнее см. в § 1: Религия и наука.
50. Цит по: Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982. С. 296.
51. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Ч. 1. Магия и религия. М.,1931. С. 73.
52. Цит по: Григулевич И. Пророки новой истины. М., 1983. С. 191.
53. Там же. С. 193.
54. Крайним, экстравагантным, нетрадиционным.
55. Там же.
56. Там же. С. 200.
57. Литературная газета. 1967. №34.
58. См. об этом, например, Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917.
59. Цит. по: Кюнг Г. Указ соч. С. 297.
60. Аксаков И.С. Христианство и социальный прогресс. Цит. по: Палицкий А. На запросы духа. Петроград. 1914. С.7
61. Преп. Каллист Катафигиот говорил: "Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть".
62. Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 30. С. 195.
63. С. Булгаков. Средневековый идеал и новейшая культура. // Сбор. "Два града". М.1911. Т.1. С.169-170.
64. С. Булгаков. Народное хозяйство и религиозная личность. // Там же. С.190-191.
65. Спасение и вера по православному учению. М.1995.С.60. - Переизд.: М.1913.
66. Цит. по: ЖМП.1980.№3.С.67.
67. Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т.4.СПб.1905. С.369.
68. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. Б.Т.№ 29.С.317, прим.16.
69. Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания св. ап. Павла к Римлянам. М. 1890.С. 332.
70. Препп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. С. 297.
71. Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 2. СПб. 1905. С. 72, 126.
72. Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99.
73. Авва Дорофей. Душеполезные чтения. М. 1874. С.262.
74. Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 4. СПб. 1905. С. 24.
75. Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 5. СПб. 1905. С. 47.
76. О цели христианской жизни. С. 5, 42.
77. Хомяков А.С. Полное собр. Соч. Изд.3. М. 1886.Т.2. С. 85.
78. Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. № 57. М. 1858. С. 420.
79. М. Антонов. Перестройка и мировоззрение. // "Москва". 1987. №9. С.157.
80. Там же. С.165
81. Макарий Египетский. Духовные беседы... Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1904. Беседа 15, п. 21,. С.121.
82. Там же, п. 23.
83. Очень удачно степень святости со степенью свободы соотносит блаженный Августин, когда говорит: "Велика свобода - быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить" - Magna est libertas posse non peccare; sed maxima libertas - non posse peccare.
84. В. С. Соловьев писал: "Только веруя в невидимого Бога и действуя по вере от Бога, наша воля оказывается воистину волей, то есть свободным началом, - свободным от самого себя, то есть от своего данного фактического состояния: здесь воля действует уже не как психологическое явление только, а как творческая сила, предшествующая всякому явлению и никаким фактом не покрываемая, то есть по существу свободная" (В. Соловьев. Соч. Т.3. СПб. С. 293).
85. Прот. Сергий Булгаков. Невеста Агнца. Париж. 1945. С.521-522.
86. Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 28. С. 190.
87. Кант И. Соч.Т.3. М. 1964. С. 478.
88. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: "Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, Бога живого и страшного". То же говорит и св. Экумений (X в.): "Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе".
89. Тропарь Предпразднству Рождества Христова.
90. Статьи епископа Игнатия Брянчанинова по вопросам церковно-общественным. // Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь и морально-аскетические воззрения. Приложения. Киев. 1915. С. 20, 21.
91. Вопросом о правах человека особенно активно, как известно, занимались французские мыслители 18-го столетия, и больше всех Руссо, по убеждению которого каждая личность имеет естественные неотъемлемые права, охрана которых является важнейшей функцией государства. Построенная на этих началах Французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) дала следующее определение свободы (прав): "Свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другим, поэтому пользование естественными правами каждого человека не имеет других границ, кроме тех, которые обеспечивают за другими членами общества пользование этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом". Однако понятие "вред для других", игнорируя христианский контекст нравственных ценностей, уже во время т. н. великой французской революции и впоследствии (особенно в революции 1917г.) обнаружило свою полную несостоятельность в качестве искомого критерия прав человека. Миллионы невинных жертв были принесены на алтарь той свободы, которая "состоит в праве делать все то, что не вредит другим".
92. Особенно настойчива мысль о главенстве богоподобной любви в человеке как необходимом условии его свободы и созидания нормального человеческого общества развивали и обосновывали русские мыслители-славянофилы XIX века: А. Хомяков, И. Киреевский, Константин и Иван Аксаковы, Ю. Самарин. Рассматривая Церковь как начало соборное и в этом качестве как прототип идеального человеческого общества, Хомяков, например, называет следующие два главных конститутивных ее свойства: "Мы же исповедуем Церковь единую и свободную", ибо "свобода и единство - таковы две силы, которым достойно вручена тайна свободы человеческой во Христе". Основным же принципом, гарантирующим сохранение этих начал в Церкви, является, по его убеждению, любовь. "Этот принцип, - писал он, - есть начало взаимной любви в Иисусе Христе" (А.С. Хомяков. Богословские и церковно-публицистические статьи, изд. Сойкина, с. 109, 205, 44).
93. Преп. Васануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах. СПб. 1905.Ответ №373. С.253-254.
94. Действительно, стремление к т. н. полноте этой жизни, к наслаждению немыслимо без полноты социальных и политических свобод. Максимальная полнота прав и свобод - необходимое условие материалистического рая. Однако эта аксиома материализма утопична. Кант хорошо об этом сказал: "На самом деле мы находим, что чем больше просвещенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности" (И. Кант. Соч. Т.4, ч.1. М. 1965. С.230).
95. Эпиктет, например, писал: "Кто свободен телом и несвободен душой, тот раб; и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно - свободен". Римские стоики. М.1995. С.252.
96. Иером. Дамаскин. Не от мира сего. М. 1995. С. 980
97. В обществе, действительно заинтересованном в воспитании Человека, не все права могут быть просто и безусловно данными, границы их должны постепенно расширяться и углубляться по мере морального и духовного роста человека и общества.
98. П. Калиновский. Переход. М. 1991. С.15
99. И.С.Аксаков. Христианство и социальный прогресс. // А.Палицкий. На запросы духа. (Сборник). Петроград.1914. С.7.
100. Иером. Дамаскин. Не от мира сего. М. 1995. С. 870-871.
101. См, напр., Столп Православной Церкви. Птр.1915. С.402.
102. В феврале 1917 года, когда открылся Поместный Собор, он писал: "Высочайшая резолюция 31 марта 1905 года на докладе Святейшего Синода о созыве Собора: "Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне время столь великое дело... Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время... созвать Собор Всероссийской Церкви". Годы шли за годами... положение Православной Церкви становилось невыносимым. Церковная жизнь приходила все в большее и большее расстройство... Прежде гонимые религиозные общины получили свободу. В древней православной Москве беспрепятственно заседали соборы раскольников, собирались съезды баптистов. Для Православной же Церкви все еще не настало лето благоприятное... Отношение царствовавшей династии к Православной Церкви - это исторический пример неблагодарности... Ужасным позором и тяжким всенародным бедствием оканчивается Петербургский период русской истории". Цит. по: "Церковь и общество". 1998. №4. С.60. См. также: №3. С.57.
103. Дневник А.А. Киреева. Цит. по С.Л. Фирсов. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб. 1996. С.315.
104. Преп. Марк Подвижник писал: "Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви" (Преп. Марк Подвижник Нравственно-подвижнические слова. М. 1858. С.251).



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет