Путь разума в поисках истины: Примечания к главе V, VI, VII, VIII, IX

Осипов Алексей Ильич 3 декабря 2011
1771


1. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 674.
2. Попов И.В., проф. Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 1916, 38 изд., с. 34-35.
3. Татиан. Речь против эллинов, 29. М. 1863, с. 169.
4. Там же, 30, с. 170.
5. Там же, 2, с. 161-162.
6. Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. С. 56.
7. Арсеньев Н.С. В исканиях Абсолютного Бога, с. 15, 33, 39, 40.
8. Робертсон Дж. Первоначальное христианство, 1930, с. 64.
9. Несмелов В.И., проф. Наука о человеке, Казань, 1966, т. 2, с. 316.
10. См. Н. Арсеньев. В исканиях Абсолютного Бога, с. 37.
11. М. Феликс. Октавий, 25, русс. пер., М., 1866, с. 89.
12. Никодим Милаш, еп. Правила Православной Церкви с толков., т. 1, СПб., 1911, с. 152-153.
13. Фаррар Ф. Первые дни христианства, СПб., 1892, с. 88.
14. "Есть данные, что в России до революции было 360000 священнослужителей, а к концу 1919 г. их осталось 40000", - пишет об одном из таких жертвоприношений В.Солоухин ("Почему я не подписался под тем письмом"). См. также, напри-мер: Дмитриев С. По следам красного террора (об историке С.П.Мельгунове и его книге) // Наш современник. 1991. №1; Мельгунов С. Красный террор // Наш современник. 1991. №1-3.
15. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 9. С. 126.
16. Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. Об идолопо-клонстве,1. С. 144.
17. Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 г. С. 295.
18. Там же. С. 297.
19. Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80-81.
20. Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровен-ный) - учение, признающее наличие в человеке, природе и кос-мосе особых скрытых (оккультных) сил и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей. Разновидностей оккультизма много.
21. См. гл. VI: Откровение: § 3. Индивидуальное откровение и его признаки. Гл. IX. Духовная жизнь: §1,7 Прелесть.
22. Антропософия (от греч. ? ?nqrwpo - человек и ? sof…a - мудрость) мистическое учение, ставящее на место Бога человека, постигшего "тайную мудрость", "истинный" смысл бытия и через это ставшего сыном Божиим.
23. Штейнер Р. (†1925) - германский философ, мистик, основатель антропософии.
24. Бердяев Н. Самопознание. Париж, 1949. С. 205-206.
25. См. гл. II, § 8: Многообразие религий.
26. Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 323.
27. Апология. 1,7 // Памятники древней христианской письменности: В 7 т. Т. 4. М., 1860-67. С. 25.
28. Апология. 1,46. Там же. С. 85.
29. Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 616. Прим. 261.
30. Василий Великий. Беседы на шестоднев. Бес. 9. Творе-ния. Т.1. СПб.1911. С.92, 93.
31. Дьяченко Г.Н. Полный церковно-славянский словрь. М., 1899. С. 6, 567, 234.
32. См. ниже гл. XII: "Происхождение мира".
33. Казило С. Обзор журнала "Христианская Мирная кон-ференция" // ЖМП. 1975. №3. С. 41.
34. В греческом тексте здесь стоит глагол plhrwsai (infinitiv, aoristi, activi от plhrow - наполнять, восполнять, ис-полнять, кончать).
35. Свят. Иоанн Златоуст. Полн. собр. творений: В 12 т. СПб., 1900. Т. 6. С. 91.
36. Для понимания духовной жизни в наше время особенно полез-ны:
Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения. М. 1874.
Игнатий (Брянчанинов), свят. Отечник. СПб. 1903; Творения. Т. I-V. СПб. 1905; Собрание писем. М.- СПб. 1995.
Иоанн, схиигумен. Письма Валаамского старца. Последнее изд.: Коломна. 2001.
Игумения Арсения. Переиздание: М. 1994.
Никон, игумен. Письма духовным детям. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991.
Лазарь, архим. Таинство исповеди. М. 1995.
37. Здесь и далее в скобках указываются: первая цифра - том, вторая - страница Творений святителя Игнатия (Брянча-нинова) по изданию: СПб., 1905.
38. Иустин Философ, св. Апология 1,46
39. Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. М.1858. Слово 34. С.217.
40. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. Ответ 274.
41. Монах Меркурий. В горах Кавказа. "Паломник". 1996. С.7-8.
42. См. также гл. VI, §3: Индивидуальное откровение.
43. Преп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах. Гл. 131 // Добротолюбие. М., 1900. Т. 5. С. 214.
44. Св. Феофан (Говоров).Что потребно покаявшему-ся и вступившему на добрый путь спасения. МДА. "Новая книга". 1995. С.87.
45. Свт. Игнатий. Собрание писем. №159. М.-СПб. 1995г.
46. Св. Феофан (Говоров).Что потребно покаявшему-ся и вступившему на добрый путь спасения. МДА. "Новая книга". 1995. С.72-73.
47. См. примеры в гл. VI, §3: Индивидуальное откровение.
48. Древний патерик. М. 1874. Гл. 10, п. 159.
49. Преп. Симеон Новый Богослов. О цели христианской жизни // ЖМП. 1980, №3. С. 67.
50. Преп. Максим Исповедник. Твор. Книга 2. Вопросоот-веты к Фалассию. Вопрос 42. "Мартис". 1993. С.111.
51. Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М. 1892. Слово второе. С. 30.
52. О цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С. 41.
53. См. свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности // Богословские труды. №17. М., 1977. С. 148-152.
54. Преподобный Макарий Египетский говорит: "У хри-стиан - свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятель-ность свои. Таковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятель-ность у людей мира сего. Иное - христиане, иное - миролюб-цы. Между теми и другими расстояние велико" (Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 5. С. 40).
55. Преп. Симеон Новый Богослов пишет: "Имя (Его) нам неизвестно, кроме имени "Сущий", неизреченный Бог, как ска-зал Он (Исх. 3, 14)" (Симеон Новый Богослов, преп. Божествен-ные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272).
56. Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение исти-ны. М., 1914. С. 98-99.
57. Свт. Василий Великий говорит: "Упражнение в добро-детели уподобляется лествице, которую видел некогда блажен-ный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба" (Свт. Василий Ве-ликий. Творения. Изд. 3. Ч. 1. М., 1891. С. 155). "Лествица" преп. Иоанна четко проводит эту идею взаимообусловленности, как добродетелей, так и страстей в духовной жизни христианина.
58. Св. Исаак Сирин говорит: "Каждая добродетель есть мать другой добродетели. Поэтому, если оставишь матерь, рождаю-щую добродетели, и пойдешь искать дочерей прежде, нежели отыщешь матерь их, то оные добродетели оказываются для души ехиднами. Если не отринешь их от себя, то скоро умрешь" (Преп. Исаак Сирин. Сло-ва подвижнические. М. 1858. Слово 72. С.528).
59. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 334.
60. Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. Киев. 1902. С. 33.
61. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С. 127.
62. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. С.9.
63. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Троице-Сергиева Лавра, 1904. С. 360.
64. Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. СПб., 1985. С. 187.
65. Препп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 297.
66. Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 3-е. С. 36.
67. Св. Иоанн Златоуст выражает эту мысль в следующих словах: "Оно (смирение) есть величайшее ограждение, стена не-сокрушимая, крепость непреодолимая; оно поддерживает все здание, не позволяя ему пасть ни от порыва ветров, ни от на-пора волн, ни от силы бурь, но ставит его выше всех нападений, делает как бы построенным из адаманта и неразрушимым, и на нас низводит щедрые дары от человеколюбивого Бога" (Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. СПб., 1898. С. 385).
68. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 57.
69. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 55. С. 372-373.
70. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. I, 244
71. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 53, 55.
72. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 389.
73. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 371-372.
74. Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99.
75. См. об этом, например: свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. СПб. 1905. Т. 1. С. 253-257; Т. 2. С. 124-125; свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. М. 1980. Письма №№ 11, 21.
76. Преп. Исаак Сирин. Слово 48. С. 299 - 302.
77. О цели христианской жизни. С. 17-21.
78. Игумен Никон. Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 119
79. Еврейское слово "йом" (переведенное на церковно-славянский и русский языки как "день") означает не только день, но и период, эпоху, неопределенный промежуток времени, мо-мент.
80. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 144.
81. См., например, подборку мыслей древних отцов и учи-телей Церкви по этому вопросу у Филарета, архиеп. Чернигов-ского. Православное догматическое богословие. СПб. 1882. С. 125-128; у еп. Сильвестра. Опыт православного догматического богословия: В 5 т. Киев, 1885. Т. 3. С. 17-44.
82. Зеньковский В.В. Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2. С. 51, 53.
83. София, по Е. Трубецкому, есть "неотделимая от Христа Божия премудрость и сила" (Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 104).
84. Там же. С. 105.
85. Цит. по: Еп. Сильвестр. Опыт православного догмати-ческого богословия. 2-е изд. Киев, 1884-1885. Т. 3. С. 40.
86. Там же. С. 42. Прим. 4.
87. Например, святитель Игнатий Брянчанинов, говоря, прежде всего, о передовом отряде этой науки - монашестве, - пишет: "Наука из наук, монашество, доставляет - выразимся языком ученых мира сего - самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и богословии, то есть деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку" (Еп. Игнатий (Брян-чанинов). Соч.: В 5 т. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 1. С. 480).
88. Наан Г.Е. Симметричная вселенная (доклад на Астро-номическом совете АН СССР 29 января 1964 г.) // Тартуская ас-трономическая обсерватория. Публикации. Тарту, 1966. Т. 56. С. 431-433.
89. См., например: Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. М., 1987.
90. Цит. по: Лелотт Ф. Решение проблемы жизни. Брюс-сель, 1959. С. 91.
91. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С. 11.
92. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып..I. М. 1898. С. 98.
93. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Во-просы философии. 1991. №2. С. 44.
94. Населенный космос / Под ред. В.Д. Пенелиса. М., 1972. С. 77.
95. Бен Хобринк. Эволюция. Яйцо без курицы. М., 1993. С. 66.
96. По вопросу развития жизни, происхождения ее видов существуют различные точки зрения: ламаркизм, дарвинизм, му-тационная теория, гетерогенез. Значительное число ученых при-держивается гипотезы эволюции (одни - признавая Бога ее ис-током, другие - исключая Его), но многие современные ученые отказываются от нее, принимая теорию первоначальной множе-ственности видов. (См., например: Генри. Сотворение мира /Пер. с англ. Сан-Диего, 1981; Хайнц. Творение или эволюция / Пер. с англ. 2-е изд. Чикаго, 1983).
97. См., например: Курьер. 1972. №8/9. Так же "Человек" // БСЭ. Т. 29. С. 50-54.
98. См., например: Моррис Г. Сотворение мира: научный поход. Сан-Диего, Калифорния, 1981; Тростников В. Научна ли научная картина мира в высокоорганизованных формах жизни // Новый мир. 1989. №12.
99. Зеньковский В.В. Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2. С. 35.
100. См. гл. Духовная жизнь
101. Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад. 1914. С. 78-79.
102. Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. Т.4. СПб. 1905. С.271.
103. Слово 29-е на пришествие Господне. Сл.106-е об антихристе.
104. Св. Игнатий. Твор.Т.4. СПб. 1905.С.323-324.
105. Собрание писем свт. Игнатия. М.- СПБ. 1995. Письмо № 44.
106. Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. СПб. 1905. Т. 4, с.267.
107. "По древним сведениям и по сохранившимся монетам, нормальный вес еврейского золотого сикля равен 3,77 золотни-кам (16,37 грамм.)… талант же равнялся… 3000 сиклей" (Биб-лейский энциклопедический словарь. Составил Э. Нюстрем. То-ронто. 1985. "Деньги". С.103). То есть один золотой талант рав-нялся 49 кг. 110 гр.
108. Буквально цифра 666 в еврейском языке соответствует словосочетанию "ха-мелек - ле-ишра'ель", то есть - "Царь Израи-лев".
109. В Окружном послании Священного Синода Эл-ладской Церкви №2641 от 9 февраля 1998г. указывается: "Пе-чать", будет ли это имя антихриста или число его имени, когда придет момент ее проставления, тогда только повлечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, когда будет принята добровольно" (Электронные карточки и печать антихри-ста. М. 1999.С.13).
110. "Путь". 1937. №52.
111. Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины". Москва. 1914.
112. См.: Н.Ф. Федоров. Философия общего дела. Т.1-2. Москва. 1913.
113. См.: В. И. Экземплярский. "Христианское юродство и христианская сила. К вопросу о смысле жизни". Киев. 1916.
114. Священник Анатолий Жураковский. К вопросу о веч-ных муках. "Христианская мысль". №7-9.1916.
115. См.: кн. Евгений Трубецкой. Смысл жизни. Моск-ва.1918.
116. См. его Воскресение Христово (Опыт православно-мистической идеологии пасхального догмата). Сергиев Посад. 1916.
117. Прот. Сергий Булгаков. Невеста Агнца. Париж. 1945.
118. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.XI. Кн. 2. СПб. 1905. С.905.
119. Сергий Булгаков. Свет Невечерний. Сергиев Посад. 1917. С.413-414.
120. Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о ду-ховной жизни. (Новооткрытые тексты). Москва. 1998. Беседа 39. C. 200-201. Там же. Беседа. 41. С.216.
121. Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М. 1998. Беседа 41. С. 216.



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет