Педагогическое наследие русской эмиграции: Протоколы комиссии по Закону Божию на втором Педагогическом Съезде в Праге

9 января 2014
1269

ПРОТОКОЛ № 1

Заседания Комиссии по Закону Божию при 2-м Педагогическом Съезде представителей русской средней и низшей школы за границей, от 6 июля 1925 года.

Первое заседание открылось обстоятельным информационным сообщением ее Председателя, о. Протоиерея Петра Беловидова о постановке преподавания Закона Божия в русских эмигрантских средних учебных заведениях и сербской средней школе в православной Сербии.

Затем Протоиерей о. Сергий Четвериков изложил общий ход работ Пражского Совещания по выработке новой программы по Закону Божию, которая была организована в феврале текущего года по почину Педагогического Бюро.

Проф. В. В. Зеньковский представил фактическую справку о количестве уроков по Закону Божию в русских гимназиях в Тржебове и Праге.

Далее о. Председателем был поставлен общий вопрос о степени обязательности постановлений Съезда для русских эмигрантских школ, существующих в разных, часто весьма различных по своему строю, государствах Западной Европы. Отвечая на этот вопрос, проф. В.В.Зеньковский высказался в том смысле, что момент власти, обязательной нормативной силы в деятельности Съезда могут опираться, их авторитетом могут оправдывать те или иные свои начинания сочувствующие школьные элементы; а в случае необходимости защитить желательные школьные порядки от сторонних посягательств, постановления Съезда являются авторитетным выражением организованного общественного мнения русской эмиграции.

Переходя непосредственно к задачам Комиссии, В.В.Зеньковский указывает, что ей в сущности предстоит решение двух основных вопросов: о количестве часов по Закону Божию в 7-м и 8-м классах и о распределении по отдельным классам средней школы составных частей всего урока Закона Божия; другими словами, будет ли 14 недельных уроков Закона Божия в средней или 16, и какие возможны вариации в составе науки, где наиболее естественное место для Катехизиса. При этом оратор оговорился, что он признает бесспорным то положение, что в общем составе всех школьных предметов Закон Божий считается внутренне с ними связанным, неотъемлемым органическим элементом школы.

Протоиерей о. Сергий Четвериков остановился на идее концентрического преподавания Закона Божия, познакомил Комиссию с предложением о распределении курса учения о Богослужении Православной Церкви и в связи с этим представил краткую схему распределения отделов Закона Божия по классам. Представленную им программу он назвал примерной и пояснил, что для выполнения этой программы необходимо 50 годовых уроков.

Заканчивая предварительные рассуждения, о. Председатель указал, что Комиссии, следовательно, предстоит прежде всего установить количество уроков по Закону Божию в средней школе и привести те основания, которыми ее пожелания в этом отношении могли бы быть мотивированы. Преподавание Закона Божия в школе - одно из средств религиозно-нравственного влияния на душу учащихся. успех преподавания в значительной степени зависит от правильного развития детской души еще до поступления ребенка в школу. Это побудило Комиссию остановиться на проблеме религиозного воспитания детей в дошкольный период их жизни.

Первое слово по этому вопросу взяла присутствовавшая в заседании Комиссии графиня В.Н.Бобринская. На основании своего большого жизненного опыта она высказала глубокое убеждение, что еще задолго до школы, с двух с половиною - до восьми лет, должно происходить насаждение детской душе основных религиозных понятий в семье или в детском саду, т.к. при настоящих тяжелых жизненных условиях затруднительно или даже вовсе невозможно влияние матери на душу дитяти. Весь подход к духовному развитию человека должен совершаться на религиозном основании. Первый шаг этого подхода - приучение к молитве. Едва лишь дитя начинает лепетать, оно уже может приучаться к молитве, чтобы с первых проблесков сознания знало о существовании Высшего Начала, которое есть Любовь. С трех лет уже можно приступить к передаче ребенку некоторых фактов Священной Истории Ветхого Завета, пробуждающих сознание греховности, ибо, если этого не делать, а останавливать детскую мысль только на учении о Божием всепрощении и любви, может развиться духовная слабость. Сознание греха, чувство виновности - доступны очень раннему возрасту, в котором часты проступки против отца или матери. И вот Ветхий Завет поясняет , расширяет и углубляет это смутное детское переживание, действует сдерживающим образом на пробуждающееся своеволие. Рассказывая о творении, - делится своими впечатлениями графиня, - я отделяю сотворение животных от сотворения человека, и дети легко постигают это различие, улавливают его мысль. Но тут же нужны рассказы и из Нового Завета, присоединенные к этой ветхозаветной базе, необходимо представить детскому обзору образ Христа, воплощенной Любви, милосердия, помощи больным и страждущим. Позднее, к восьми годам, графиня ставила пред детским сознанием вопрос о долге человека перед Богом, другими людьми и самим собою; поддерживала нарождающееся чувство ответственности. Этот старший возраст нельзя оставлять без энтузиазма, без призыва к самопожертвованию, и здесь много помогает божественный образ Христа-Искупителя. Таким образом, истины веры и жизни безусловно необходимы в детском возрасте и им должно быть уделено больше внимания и места в детских садах.

В.В.Зеньковский расширил это положение указанием на религиозно-воспитательную роль семьи. Наиболее твердой основой правильного духовного развития ребенка нужно считать религиозно-нравственный склад и характер жизни самой семьи: посещение членами ее церкви, хотя бы минимальное соблюдение постов, совместное говение и т.д.

О. Председатель по этому поводу отметил, что по существу религиозно-нравственное воспитание детей лежит на семье, но при настоящих условиях жизни у нас нет нормальной семьи. Графиня В.Н.Бобринская подчеркнула крайнее невежество матерей в крестьянской среде, на нее нельзя полагаться в деле религиозно-нравственного воспитания детей. Комиссия постановляет признать, что обязанность дошкольного религиозно-нравственного воспитания принадлежит семье: но т.к. ныне семья весьма часто лишена возможности исполнить ее сколько-нибудь удовлетворительно, то школа должна взять на себя эту заботу организацией детских садов и других подобных учреждений.

В.В.Зеньковский оспаривает правильность взгляда графини В.Н.Бобринской на доступность детскому сознанию идеи испорченности человеческой природы грехом и на значение в этом периоде жизни детей Ветхого Завета. Детскую душу нужно вести к тому, чтобы расположить ее полюбить образ Христа и добро, воспитать в ней склонность к сравнению себя с этим образом и к вопросу: "а что же я сделал?" На первом плане должна стоять положительная сторона, светлая, привлекательная картина, и на фоне контраста разовьется чувство недовольства собою и влечение к добру, поэтому профессор совершенно против Ветхого Завета с его идеей избранничества, а предлагает останавливать детское сознание в дошкольном возрасте на образе Спасителя, Божией Матери, святых, на цикле церковных праздников. Это соответствует особенностям детского возраста, детской психике: дети живут не идеями, а образами; они главным образом влияют на них. О. Сергий Четвериков указывает, что сознание греха все-таки есть в душе ребенка, и осветить его нужно фактами Ветхого Завета, которые так ярки и производят сильное впечатление. В дополнение к такому раскрытию сознания естественно представить образ Христа и вообще примеры духовной жизни другого, высшего порядка. Тогда оно приобретает отчетливость и силу.

Председатель о. П. Беловидов говорит, что В.В.Зеньковский психологически обосновал свое мнение о необходимости представлять детям сначала положительное, а потом приводить их к сознанию отступления от идеала. На основании своей пятилетней практики в детском саду он вывел наблюдение, что у детей имеются религиозные представления с момента пробуждения их сознания. Это - непреложный факт. Дети молятся, чувствуют, когда нарушают свои обязанности по отношению к родителям, воспитателям, и т.д. Свои беседы с детьми о. Протоиерей начинает с раскрытия истины, что Бог-Спаситель, не только Спаситель всех людей, но и мой Спаситель, Он со мною, вблизи меня, всегда видит меня и огорчается дурным. Мой грех - отчуждение от Бога, и потому зло, которого нужно избегать. Системы в подобных беседах нет никакой. Базироваться приходится на событиях детской, школьной и церковной жизни. На этих конкретных случаях, на фактах церковной жизни основывается и раскрывается все религиозное наставление. По окончании прений Комиссия приходит к выводам, что дошкольные учреждения обязаны взять на себя религиозно-нравственное воспитание ребенка; положительный образ Христа, как Спасителя, должен выявляться пред детьми в той форме, как она представляется церковью в чтениях Евангелия и церковных праздниках, с тщательным приспособлением к детскому пониманию, без внесения элементов систематического школьного обучения.

Следующим был поставлен вопрос: кто должен вести дело дошкольного религиозно-нравственного воспитания. Графиня В.Н.Бобринская и о. С.Четвериков высказали мысль о целесообразности устройства особых курсов (например, при Сергиевском подворье в Париже) для подготовки женщин - воспитательниц, а до той поры и вообще нужно пользоваться теми возможностями, какие дает жизнь. Где есть священник, там он должен взять на себя дело религиозно-нравственного воспитания детей; где нет священника, там этим делом должна заниматься руководительница детским садом.

В.В.Зеньковский высказывается, что едва ли целесообразно сразу привлекать священника: дети нередко испытывают к духовным лицам некоторую боязнь. Как школа должны иметь свой праздник, точно также должны быть создаваемы "праздники" и в детском саду. Совершая специальные детские богослужения, священник постепенно войдет в детскую среду и тогда всякое его появление среди детей будет вызывать у них праздничное настроение. В ответ на это о. Председатель поделился своими наблюдениями, как дети, инстинктивно чувствуют потребность приблизиться к Христу, прильнуть к Нему. Сами они завели в его детском саду обычай прикладываться к священническому кресту после каждой беседы, льнуть к священнику без малейшей тени страха или какого-либо смущения, всячески стараются быть ближе к нему в часы посещения им детского сада. Важно влияние личности священника, того духа, который она носит; нельзя придавать преимущественного значения содержанию урока, хотя, конечно, и оно должно быть всячески использовано. Комиссия принимает положение, что делом религиозно-нравственного воспитания детей до 4-х, 5-ти лет может заведовать преимущественно руководительница детским садом, при непременном руководстве священника, который должен посещать детский сад не менее одного раза в месяц, а в дни Великого поста и при наступлении великих праздников еще чаще.

Комиссия переходит к обсуждению вопроса о воспитательном влиянии школы.

Исходным положением здесь является признание необходимости правильного соотношения всех предметов школьного курса, при котором преподавание предметов должно считаться и гармонизировать с идеями, лежащими в основе христианского миросозерцания.

В.В.Зеньковский указал, что в деле возбуждения и развития религиозной энергии могут быть весьма полезны Кружки. Каждый класс должен иметь своего небесного покровителя, свою икону, и для чествования их - свой праздник, который объединял бы класс в религиозном отношении. На ряду с актовыми днями школы желателен свой школьный, только церковный праздник (для которого нельзя жалеть одного учебного дня). Проведенный всею школою в атмосфере благоухания такой день особенно способствовал бы религиозному подъему и содружеству учащихся, служил бы прекрасным средством воцерковления школы.

Графиня В.Н.Бобринская не может признать вполне удовлетворяющим характер такого праздника в известном ей виде: переход от акафиста к еде и обычным разговорам некоторых коробит. Принятый в протестантско-сектантских обществах, он вносит отчасти обыденность в наше серьезное праздничное настроение, отличается от него, как отличается от нашей богослужебной церковной молитвы сектантская молитва. О. С. Четвериков приводит справку о практике бывших русских кадетских корпусов. Там существовали приобретавшиеся классами при поступлении в корпус и сопутствовавшие им до окончании курса иконы. Они являлись особенно чтимой и чествуемой святыней класса, передавались кончившими курс кадетами в домовую Церковь в корпусе, а на память о родной школе и о классной иконе кадеты уносили с собою в жизнь шейные образки - напутствие и благословение школы.

Чествование классной иконы, если оно не случиться в общецерковный праздничный день, о. прот. П. Беловидов предлагает приурочивать к ближайшему воскресению, чтобы не создавать осложнения в школьной жизни.

В видах усиления благотворного религиозно-воспитательного влияния школы на учащуюся молодежь, проф. В.В. Зеньковский предлагает ввести в школе классное говение, т.е. говение отдельных классов по очереди в более свободной и не столь формальной обстановке, как оно происходило до революции. Для этого следовало бы отводить три последних дня Великого Поста. Приготовляя к исповеди и Св. Причастию сравнительно небольшую группу учащихся, священник мог бы глубже и сильнее воздействовать на их совесть, великие таинства совершались бы в душе более живой и радостный свет.

Полная целесообразность предложения проф. В.В.Зеньковского подтверждается справками о. П.Беловидова и о. С. Четверикова об известной им практике в школах, когда к исповеди готовились отдельные классы гимназии или роты корпуса. В таких случаях законоучители получают гораздо большую возможность надлежащее выполнить свою священническую обязанность должным образом приготовить школьников к исповеди и причащению Св. Таинств. Мысль проф. Зеньковского об исповеди отдельных классов (или хотя бы двух смежных классов) приветствуется Комиссией, ибо общение класса в таком знаменательном акте чрезвычайно сближает, сродняет духовно юношей, в высокой степени способствует духовному росту. При этом Комиссия высказалась также и за желательность, помимо общеклассного говения учащихся, говения их и с родными.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет