Педагогическое наследие русской эмиграции: Русская эмиграция.

9 января 2014
1630

О русской молодежи и о состоянии религиозно - педагогической работы в русской среде говорит И. А. Лаговский (редактор Вестника РСХД и член Религиозно Педагогического Кабинета в Париже). Он говорит о тяжелом духовном состоянии русской молодежи, отягченном положением эмиграции, и о всех внутренних трудностях всей русской религиозной работы.

В начале своего слова И.А. Лаговский приводит краткие информационные данные о этой работе, которая сосредоточена или в Воскресных и Четверговых школах при приходах или же в широком масштабе ведется РСХД в виде кружков (по изучению Слова Божия, истории Церкви, апологетике, изучению житий святых и т. д.), через устройство религиозных съездов (с ежедневной литургией и общим причастием в конце съезда, в виде кружков девочек и мальчиков, совместных кружков, воскресных школ, детских уголков). Работа ведется в Германии, Франции, Чехии, Болгарии, Польше, Латвии, Эстонии, Финляндии и Англии.

Характеризуя внутренний мир русской молодежи, И. А. Лаговский говорит: «Утерявши право ходит по собственной земле, русская эмигрантская молодежь несет на себе все бремя своей без почвенности и глубокого внутреннего одиночества. Чужая культура, используемая утилитарно – остается в глубине неуловимой. Известная русская духовная одаренность и невозможность ее социально раскрыть – рождает внутреннее противоречие и ставит во всей остроте вопрос о перемене подданства, нахождении среды. Кризис семьи лишает молодежь воспитательного воздействия семьи, как моральной силы, как среды. Школа тоже не справляется со своей задачей, - она совершенно не овладевает основными жизненными интересами молодежи.

В своих этических оценках и требованиях, молодежь радикально непримирима и требовательна; неспособность христиан явить в современности «праведное» житие вызывает протест против риторики, против двойной морали, лицемерия. Церковь не воспринимается, как мистическое тело Христа, а только внешне, формально, часто как часть старого русского быта.

Явить реальность Церкви – одна из первых задач работы религиозной с молодежью. Рисунок мира в представлении молодежи лишен перспективы, глубина далей вечности исчезла, все линии мира четки, тверды, без теней.

Везде царствует сила, выгода, ловкость, деньги, обман.  Чувство вечности исчезло, молодежь часто не знает, что кроме поверхности в мире есть еще и глубина.

Жизнь для нее есть мироощущение, а не миросозерцание, жизнь есть самоцель, живут ради жизни. Это – своего рода «биологический натурализм». В отношений к абсолютным ценностям молодежь скорей готова их довольно легко признать существующими, но так же спокойно оставить их вне своей жизни. В этом биологическом натурализме спорт имеет, конечно, громадное значение.

С исчезновением, замиранием чувства греха, свойственном современной молодежи – исчезает чувство покаяния, умения каяться.

Но эта дехристианизирующаяся молодежь является значительной стихийной жизненной творческой силой. Религиозно овладеть этой силой трудно, но должно.

Болгария. О работе в среде болгарской молодежи, на основании доклада проф. Софийского университета Д. Кацарова, дополненного словами других делегатов (проф. того же университета г. Пашева и г. Винарова, секретаря Софийской ИМКА), можно сказать следующее: Религиозно-воспитательная работа с молодежью в Болгарии до сих пор еще не носит систематического характера. Большим ущербом для религиозного образования болгарской молодежи является существующая постановка преподавания Закона Божия в школах. Полностью преподавание закона Божия сохранено в Болгарии только в чисто церковных школах, непосредственно подведомственных Св. Синоду, из светской же школы еще до войны все преподавания Закона Божия было изъято из программы средней школы) и очень сокращенно в смысле отводимых для этого часов и материала в начальных школах и прогимназиях (не более часа в неделю). Большим недостатком преподавания Закона Божия в школах является и то что оно часто находится в руках светских лиц, а не священников.

Пользующиеся большим вниманием болгарского общества иностранные школы (католические и протестантские) воспитывают молодежь, конечно, не в православном духе. Со стороны болгарской церкви и ее духовенства можно отметить попытки организовать влияние на молодежь, но в виду их не систематичности им пока невозможно придавать большое значение. Отметить попытки влиять на семью, помогать семье в религиозном воспитании детей, попытки устраивать беседы в школах и т. д. Усилиями болгарского духовенства удалось установить «день христианской молодежи» - 4-го декабря; этот день празднуется по всей Болгарии, как праздник молодежи. Устраиваются разные празднества, концерты, собрания. Внешкольная (нерелигиозная) работа с молодежью сосредоточена в некоторых религиозно-нравственных объединениях. Одним из первых обществ молодежи, задавшихся целью религиозно – нравственного самовоспитания, было основанное в Софии в 1892 году общество «Якорь». По истечении некоторого времени оно вошло в контакт с Комитетом Всемирного Союза Христианской Молодежи, и стало членом Всемирного союза ИМКА. К 1 апреля 1930 года этот союз имел 340 членов из которых 10 активных и 330 членов сотрудников (в том числе 30 студентов). Наряду с этим союзом молодых людей мы находим в Софии другой подобный же союз для молодых девушек. Он был основан в 1924 году и в настоящее время насчитывает 70 учениц школ и 40 студенток. К этим союзам примыкает также группа рабочих в 30 человек.

Существует и еще один Союз христианских молодых людей, насчитывающий несколько сот членов; он организован при американском колледже расположенном в окрестностях Софии, недалеко от деревни Симеоново. Некоторые протестантские вероисповедания (напр., методисты) имеют в Болгарии свои союзы молодежи, привлекая часто к себе и болгарскую православную молодежь и часто влияя на нее в религиозном отношении. Эти инославные религиозные организации, благодаря своему стремлению влиять и на православную молодежь, не могут не внушать опасений членам православной церкви.

В течении 1911 года возник в Софии «Христианский студенческий союз», вошедший сперва в состав Всемирной Федерации Христианских студенческих союзов. Его основателем и главным работником был М. Стоян Петков (в то время студент университета, а теперь епископ Андрей). Деятельное участие принимали также священник Михаил Чавдаров, бывший профессором богословского училища, теперь же митрополит в Доростоло – Червеналии. Позднее много работал монах священник Евтимий, потом рукоположенный в архимандриты и назначенный профессором богословского факультета. Очень много работал в этом Союзе А. И. Никитин.

В настоящее время это общество насчитывает около 60 студентов. В течении 1923 и 1924 годов возникли недоразумения между руководителями Христианского Студенческого Союза. М. Стоян Петков и профессор Архимандрит Евтимий покинули союз, увлекая за собою часть членов. Они основали Общество Православных Христианских Студентов («Братство Климента Охридского»). Через несколько лет опять возникли новые недоразумения уже в среде этого общества. Главный руководитель М. Стоян Петков отделился со своей небольшой группой от большей части общества. Придти к соглашению не удалось и большая часть прежнего общества объединилась в новый союз православных студентов в «Братство Св. Кирилла и Мефодия». К 1 ноября 1930 года братство насчитывало 100 человек, а Братство «Св. Климента» 40 человек.

Разногласия, возникшие среди руководителей Христианского студенческого союза, связанного со студенческой всемирной Федерацией, вызвали довольно острую полемику в болгарской печати. Было брошено обвинение в протестантстве и антиационализме. Возникла также полемика и против ИМКА, в числе главных руководителей которой находились видные протестанты. Эти разногласия и полемика создали раздор в болгарских образованных кругах. Святейшим Синодом болгарской Церкви было созвано совещание, на котором произошел разрыв между руководителями ИМКА и Синодом. Св. Синод Болгарской Церкви объявить себя враждебным, как к ИМКА, так и к Всемирной Федерации Студент. Союзов. Некоторые члены болгарского духовенства стали после этого относиться совершенно отрицательно к деятельности этих союзов молодежи, другие же, наоборот, не видят в них опасности и дают свое пастырское руководство православным детям, входящим членам в эти союзы. Благодаря усилиям С. Петкова, удалось в Софии и некоторых других местах основать общества православных школьников. В течение нескольких лет эти общества и численность их членов сильно разрослись. Был основан Союз Православных Христианских Обществ, собирающихся несколько раз в году на различные конференции. Некоторые внутренние трения в среде главного руководительства этой ценной работы мешают ей большому развитию и цельности. Проф. Пашев неоднократно обращал внимание Св. Синода и министерства народного просвещения на урегулирование этих недостатков, предлагая проект не необходимых поправок. Министерство народного просвещения откликнулось на этот проект и приняло меры, чтобы улучшить состояние дела, а Св. Синод назначил специальную комиссию, под председателем члена Св. Синода – Митрополита Макария, для выработки нового устава. Этими мерами надеются упорядочить союзы православной молодежи в Болгарии. (В настоящее время проф. Пашеву поручено руководство Рел. Педаг. Семинаром, учрежденном, как при Св. Синоде, так и при Богословском факультете Софийского университета).

К 1 ноября 1930 года общее число молодежи причисленной к этим болгарским союзам, достигало приблизительно 6000 молодых людей и девушек.

___________

На ряду с информационным материалом, на конференции был поднят целый ряд важнейших принципиальных вопросов. В этом отношении надо отметить доклад Греческого Епископа Василия из Апомии, говорившего на тему «Церковь, как источник культуры», и выразившего мысль, что Церковь всегда хранила в себе силы для освещения и творения культуры. Христианством ведь была освещена и создана по новому семья. В настоящее время Церковь должна в себе найти силы бороться против все возрастающей секуляризации культуры и отыскивать все новые пути для овладения жизнью.

О том же вопросе, только применительно к педагогической теме съезда говорит проф. русского Богословского института в Париже и председатель РСХД В. В. Зеньковский.

Из глубины современного кризиса, говорит он? обнажается вечный вопрос об отношении Церкви и жизни, Церкви и процесса культуры, Церкви и истории. Для нас русских этот вопрос исключительно трагичен. Мы, будучи чуждыми западной культуре, в ее корнях глубоко религиозной, но с чуждой нам религиозностью, при встречах с западной культурой или совсем теряем свою веру, становясь нигилистами, или же остаемся бессильны в культурном творчестве. У нас с необычной силой поставлен сейчас вопрос о православной культуре. Вопрос православной культуры – это вопрос «явленного Православия» - Церкви, как источника культуры, культурного творчества. В разрешении этого вопроса лежит и разрешения вопроса влияния на молодежь. Спасительная сила Церкви должна распространится на всю культуру, которая сама в путях жизни есть объект спасения. В этом сущность вопроса воцерковления жизни. Наша молодежь отпадает от Церкви часто совсем не в силу своего безверия, а по ощущению ненужности церковности в жизни, отдельности ее от всей жизни. Церкви не видно в жизни. Что же конкретного надо предпринимать, какие задачи себе ставить?

1. Надо развивать идею православной культуры. Организационная сторона дела может выразиться в объединении деятелей православной культуры, в создании «Лиги православной культуры». 2. Надо развивать систему православной педагогики. Вся область педагогики всецело связана с культурой и ее темой. (Христианская антропология очень различна у разных существующих христианских вероисповеданий). 3. Надо создавать объединение тех педагогов, которые чувствуют необходимость служить Православию. Создание такого союза православно мыслящих педагогов должно стать могучим фактором в проведении и развитии идей религиозной работы с молодежью, которой надо придти на помощь в ее духовных исканиях.

_______________

Отметим кратко темы других докладов, прочитанных на съезде: о «Религиозном воспитании в Церкви» (проф. Мораитис), о «Воспитании в Церкви» (проф. Пашев). Проф. Пашев поднят вопрос о новых методах преподавания Закона Божия, для оживления и одухотворения уроков и указал, что нельзя преподавателя слишком связывать материалом. Учителю необходимо предоставить свободу для его живого общения с детьми, детям же надо предоставить возможно более живой активности. Проф. Пашев сделал также доклад на тему о «Социальной работы Церкви». Он поставил вопрос – может ли Церковь ответит на все тяжкие вопросы современности. Не слишком ли наша Церковь связала себя с государством; чтобы быть исторической силой, надо иметь свободу. Молодежь должна быть приобщена к Церкви не исповеданием отвлеченных истин, а явленной в нас самих правдой нашей веры. Проблема воспитания молодежи – это тема самовоспитания.

Проф. Д. Кацаров говорил о «Религиозном воспитании в семье». Хотя религиозное чувство есть чувство врожденное – но для его раскрытия требуются все же благоприятные условия среды. Если родители сами религиозны, то они помогут ребенку вырасти религиозным. Религиозность родителей одно из важнейших условий правильного воспитания ребенка. Но родители часто невежественны и беспомощны перед духовной жизнью своих детей. Церковь должна придти на помощь религиозным родителям в их ответственности за детей. Может быть, надо создать особые школы или курсы для родителей от лица Церкви.

Все названные темы ясно указывают, что внимание съезда сосредоточилось главным образом на искании правильных форм и правильного содержания внешкольной религиозной работы с молодежью. Глубокое сознание того, что одной школьной работой, одними уроками Закона Божия не возможно в наше без религиозное время привести молодежь к Церкви, к внутреннему христианскому пути – заставило участников конференции употребить совместные усилия на возможно более широкое распространение в православной среде идеи церковной внешкольной педагогической работы. О сущности и формах такой работы, о ее правильной постановке, о ее задачах делает сообщение Л. А. Зандерь (в то время секретарь РСХД в Прибалтийских странах). Жизнь ребенка или молодежи не исчерпывается только домом или школой. Есть еще третья сфера – жизнь в некой промежуточной, случайной среде, не поддающейся ни учету, ни сознательному влиянию педагога – третью сферу жизни – ни дома, ни в школе, а в некой пленяющей дали, манящей воображение, захватывающей сознание, сферу полной личной свободы – можно было бы назвать одним словом принятом в нашем педагогическом словаре – словом «улица».

В овладении этой «манящей далью» и сосредоточена борьба за душу молодежи, заключается смысл «внешкольной» работы с молодежью. Если эта «зовущая даль», свобода действий и борьба за овладение горизонтами являются большими положительными «шансами» на успех во внешкольной работе, то «улица» несет в себе и большие опасности, - дух авантюризма, подавляющее изобилие бессвязных, но захватывающих впечатлений, страсти, утерю внутреннего единства, целостности, сосредоточенности, - все это несет с собой исключительную по силе деморализующую силу. Улица расхищает душу и не оставляет сил «внимать себе». Изоляция от этих вредных влияний неосуществима и бессильна.

Однако молодежи надо сохранить свою внутреннюю цельность и чистоту души, потому что без них невозможно войти в Царство Небесное. Что же делать, чтобы помочь молодежи?

Первым, может быть единственным условием в устроении внешкольной работы с молодежью, в борьбе с улицей является – целостное, увлеченное участие самой молодежи в этом противостоянии улице. Надо, чтобы это противостояние стало бы естественным состоянием участника. Центром такого такого процесса может быть только – внутреннее «Я», глубина личности, господствующая над всеми духовными и физическими функциями.

Единственным подлинным субъектом в решении этой проблемы, именно в силу условия «свободы», может быть только сама молодежь. Дело же педагога состоит в том, чтобы вовлечь ее в этот процесс. Таким образом, проблема внешкольного воспитания может быть решена только самой же молодежью. Но способна ли она понять эту задачу и можно ли на ее плечи взваливать такую ответственность?

Молодежь не единообразна, - среди нее есть группы, которые во всей полноте принимают задачи разных движений молодежи (Христианских движений, фашизма, гитлеровщины и т. д.), но есть молодежь, которая никогда не будет в состоянии серьезно принять тот или иной путь жизни, и такой молодежи никто и никогда не поможет.

Принимая этот основной принцип внешкольной работы – т. е. принцип самовоспитания – необходимо выяснить, в каком направлении и как можно эту работу осуществить, какова будет в ней роль педагога, который, занимая всегда второе место и оставаясь в тени, должен напрягать все свои силы, чтобы помочь молодежи в ее борьбе за жизнь.

Говоря о внешкольной работе, мы самыми лучшими или вернее единственными ее формами считаем различные «движения молодежи», являются именно подобными организациями самовоспитания. Есть движения, удачные по своему замыслу, и неудачные. Удачными движениями можно считать те, которые не обесцениваются для внутренней жизни человека с его вырастанием из молодого возраста, а сохраняют свои начала на всю жизнь, и наоборот неудачны те движения, которые влияют на молодежь явно преходящими ценностями (таков напр. скаутизм). Поэтому только религиозное Движение, вдохновляющее молодежь «вечным началом» жизни, - есть истинное начало самовоспитания. Такое движение, ищущее этих вечных ответов, не сможет удовлетвориться никакой частной или преходящей задачей: только мировые цели – единения Бога и людей и преображения мира – могут быть конечно самые разнообразные – это могут быть кружки изучающие что-либо, социальная деятельность, профессиональные объединения, хозяйство и техника, искусство и благотворительность и т. д.

Задача педагога может быть сведена в этой работе к двум моментам: первое – зажигать душу молодежи тем огнем, которым педагог сам горит – по св. ап. Павлу этот процесс называется «тайной духовного рождения» - и помогать молодежи в выявлении себя, в рождении созревающей личности (по Сократу – быть «повивальной бабкой»), сопутствовать молодежи в ее исканиях, помогать в трудностях и т. д., и т. д.

Педагог должен быть другом, товарищем и братом своей молодежи. Товарищество и дружба даются общностью интересов, общностью жизни, равноценностью личностей педагога и воспитываемого. Истинное братство осуществимо, конечно, только в лоне Церкви, при соучастии в таинствах.

__________

Во время съезда заседали три комиссии по школьному, внешкольному и домашнему религиозному воспитанию. Этими комиссиями был выработан ряд резолюций о необходимости укреплять религиозную работу среди православной молодежи, о церковном духе этой работы, о необходимости ближайшего сотрудничества между религиозными педагогами всего православного мира, о необходимости издания некоторых пособий для религиозного преподавания как напр., руководства для родителей, сборников песнопений и молитв для детей, апологетических книг, необходимости создания в каждой православной стране при Церкви педагогического центра, на котором бы лежала задача изучения вопросов религиозного воспитания для более углубленной постановки всей педагогической работы Церкви. Эти резолюции были приняты съездом и представлены затем во все высшие Церковные управления всех православных стран).

Можно твердо верить, что весь православный мир сейчас глубоко болеет о нуждах своей молодежи, что те разрозненные попытки влиять на душу молодежи, о которых только что рассказано – будут объединены, и что радость взаимного единения, и обмена богатством опыта и знаний, которые дал съезд в Салониках его участникам – укреплять и оплодотворять работу и будут содействовать углублению взаимного сотрудничества. Будем верить, что Православная Церковь во всех странах, где она имеется, овладеет молодежью и даст ей то, в чем она так нуждается. ___________


Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет