Чудесные исцеления: Русские святые, снискавшие особую благодать в целительстве. Киево-Печерская Лавра

Невярович В.К. 18 марта 2012
3715

Русские святые, снискавшие особую благодать в целительстве. Киево-Печерская Лавра

Святые — соль земли, они смысл ее бытия, они тот плод, ради которого она хранится. А когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется у нее сила, удерживающая мир от катастрофы.

Арх. Софроний “Старей, Силуан”

 

Святость — это высшая форма духовного подвига. Это удивительное явление, граничащее с запредельностью, было известно человечеству еще за тысячи лет до нашей эры. Однако в истинном своем проявлении связано исключительно с возникновением христианства, а в дальнейшем, с его единственным правопреемником в лице Православия.

В чем же состоит отличие истинной святости от “святости” языческой (и иных религиозных конфессий)?

На первый взгляд имеет место много общих моментов: отказ от порочного образа жизни, стремление к чистоте, самоулучшению, укрощение страстей и плоти путем аскетических подвигов, уединенный образ жития (или пребывание в узком кругу единомышленников), стремление к добру, любви, истине... Однако самым главным и существенно принципиальным отличием истинной (православной) святости от языческой и иноверной ее имитаций, побуждаемых пусть даже искренними, возвышенными устремлениями души, является сам факт принадлежности к вере во Христа, ибо вне Истины (Христа), вне благодати Божией, вне Святого Духа — ни о какой святости не может быть речи, хотя и среди других вер могут быть иноки, отшельники, благочестивые и стремящиеся к святости люди. Только стяжание Святого Духа в результате духовных и телесных подвигов христианского образа жизни, проверенного и проторенного почти двухтысячелетним опытом подвижничества, озаряет душу Солнцем Правды, освящая при этом и плоть смертного, еще при земной жизни.

“Все святые — воистину члены Христа Бога и как члены сочетаются с Ним, — писал один из Отцов Церкви преп. Симеон Новый Богослов, — и соединены с Телом Его так, что Христос есть Глава, а все от начала до последнего дня святые — члены его. И все они в совокупности составляют единое Тело...”

Древнерусская святость сформировалась как правопреемница Византийского духовного опыта, строго согласуясь со Священным Писанием, учением св. апостолов и отцов Церкви, Священным Преданием. Вместе с тем она приобретает и совершенно самобытные, уникальные собственные особенности, отражающие характер народной души и национального самосознания.

Каждый день творит Православная Церковь память о святых. Святые для истинно верующих христиан не есть мертвые, а всегда живые, благодатные, близкие и горячо любимые. Им приносятся сердечные молитвы и признания, у них испрашивается помощь и заступничество, прибегая к их святым именам, получают чудесные целительные дары болящие и страждущие, их молитвами возрождается вновь поруганная и оскверненная было вера...

Весь послереволюционный период протекал в неуклюжих попытках подменить божественную иерархию и христианскую истинную святость политическим идолопоклонничеством; вместо святых угодников создавались образы народных героев, иконы пытались заменить портретами политических лидеров и основателей коммунистического учения, вместо молитв и соборности политинформации, всевозможные собрания и, наконец, совершенно сатанинская идея, вредность которой и поныне по достоинству не оценена. Я имею в виду “социалистическое соревнование”, куда вкладывались миллиарды рублей, вместе с ложью, тысячами тонн никому не нужной документации, экранами, плакатами, словоблудием лозунгами, разжиганием страстей...

Отцом русского монашества и основателем Киево-Печерской Лавры считается преп. Антоний Печерский (в миру Антипа — †1073). Преп. Антоний был родом из местечка Любечи, что под Черниговом; он бывал на Святой Афонской горе, где и принял постриг. Через некоторое время его духовный руководитель — старец Феоктит, — благословил преподобного вернуться на родину для продолжения праведных трудов (“Антоний! Иди в Россию и да будет над тобою благословение от святой горы”). В 1013 году преп. Антоний прибыл в Киев, после чего обосновался в пещере горы Берестовой у Днепра.

56 лет провел он в пещерах (40 лет в одной и 16 в другой), на несколько лет отъезжал на св. Афон, вновь возвращаясь в Россию. Блаженная кончина последовала на 90-м году жизни старца.

За этими краткими историческими сведениями стоят, однако, великие события, касающиеся становления основ русского монашества, причем за исключительно короткий промежуток времени.

Известно, что преп. Антоний сам служил больным и исцелял их молитвою, скрывая дар, данный его молитве, и подавая, как бы для отвода глаз, зелие болящим, будто бы оно было лекарственным. Некоторые из его учеников, следуя примеру преподобного, действовали подобным образом. Мощи св. Антония, уже вскоре после кончины его, стали источать целебные и иные дары (более подробное описание сути целительства от святых мощей читатель почерпнет в главе “Нетленные мощи святых”). Они избавляли больных от различных недугов, как избавили, например, Ионна многострадального, избравшего местом своих подвигов Антониеву пещеру, где провел он 30 лет до кончины своей.

В 23-летнем возрасте пришел к Антонию блаженный юноша Феодосий, будущий настоятель Печерской обители, с именем которого связано дальнейшее введение общежительного монашества со специальным уставом. Феодосий Печерский стал вторым святым, торжественно канонизированным Русской Православной Церковью (ранее своего учителя и наставника Антония). Он оказал исключительное влияние на всю иноческую православную жизнь многих поколений. Молитвою и беспримерными аскетическими подвигами достиг преп. Феодосий полного бесстрашия перед силами тьмы, в чем немало помогал и своим ученикам. Сторонник умеренной аскезы, был он вместе с тем противником всякого излишества, сам ходил в “худых ризах”, почитал за правду изгнание и даже смерть. При своей земной жизни неизвестно, в какой степени он занимался целительством, хотя и был духовником многих мирян. В летописях указано, что именно преп. Феодосий выходил полуживого Исаакия — ученика преп. Антония, подвергшегося демонической атаке и поддавшегося на обман сил тьмы (Исаакия обольстили бесы, явившись в виде “ангелов света”. Они добились, чтобы он поклонился одному из бесов, принявшему образ самого Спасителя, после чего набросились на обольщенного, отняв разум, здоровье и чуть было и жизнь. В дальнейшем Исаакий, после выздоровления, первым на Руси принял подвиг юродства Христа ради).

Преподобный Дамиан, пресвитер и целебник Печерский (†1071), подвизался в святом Печерском монастыре во время игуменства преп. Феодосия. Он подражал житию своего наставника преп. Феодосия: “Многие свидетельствуют о бодром его житии, смирении и послушании, что он стяжал покорность во всем”. Преп. Дамиан показал пример исключительного воздержания и до смерти своей кроме хлеба и воды ничего не ел. Он носил имя древнего святого целителя Дамиана и сподобился дара чудотворения, по словам Патерика: “иже исцеляше больных молитвою и святым елеем”. “Если кто приносил дитя, одержимое каким-либо недугом, или взрослый человек, страдавший какой-либо болезнью, приходил или бывал привозим в монастырь к преп. Феодосию, он повелевал преп. Дамиану творить молитву над больным, и тот с покорностью и смирением, считая себя недостойным дара чудотворения, творил молитву над больным, помазав его св. елеем, и благодатию Божиею все получали исцеления и уходили здоровыми”. Перед блаженной кончиною молился он со слезами, чтобы не отлучен был от наставника своего преп. Феодосия, что и утвердил ему явившийся Ангел.

В приведенном кратком изложении присутствуют лишь общие моменты, но как же важны эти лаконичные строки, характеризующие целителя: “творил молитву над больными”, “с покорностью и смирением, считая себя недостойным дара чудотворения”. Не является ли то, о чем повествуют древние строки, свидетельством истинного врачевания, заповеданного самим Спасителем?!

Не менее прекрасный облик древнерусского целителя видим мы в образе преп. Агапита Печерского, безмездного врача, родом из Киева (†1095). Житие его написано неким Симоном. Преп. Агапит подражал св. Антонию: подавая больным зелье, которое варил себе для пищи, исцелял при этом недугующих молитвою, но сознательно скрывал силу своей молитвы. Был назван врачом он за то, что сподобился быть причастником высшей благодати Божией в лечении больных.

В то время в Киеве жил один известный врач-армянин, искуснейший во врачевании “так, что прежде него не было такого”. Однажды он предсказал, что через восемь дней последует смерть тяжело заболевшего первого боярина князя Всеволода. Однако преп. Агапит исцелил безнадежного больного, чем вызвал зависть и жажду отмщения со стороны врача-армянина, авторитет которого пошатнулся. Чтобы скомпрометировать искусство Агапита, армянин подослал к преподобному осужденного на смерть, которому был дан яд, но Агапит исцелил того человека, а потом и сам безвредно выпил яд (“Аще и что смертное испиют, не вредит их” (Мк. 16, 18)). Тщетно пытался армянин излечить тяжело заболевшего князя Владимира Всеволодовича Мономаха, и, когда состояние больного стало уже совершенно безнадежным, прибегли к помощи преп. Агапита, который в силу невозможности из-за обета выйти за пределы монастыря послал больному князю зелье, после чего последовало быстрое исцеление. Желая отблагодарить своего спасителя, князь с щедрыми дарами прибыл в монастырь, но Агапит скрылся и не вышел, так что золото пришлось отдать игумену. Дважды еще после этого посылал князь одного из бояр с вознаграждением. На настойчивые просьбы гонца принять княжеские дары Агапит ответил следующими словами: “Чадо, я никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силою моею, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом”. По кончине Агапита армянин обратился в православную веру и даже принял постриг, убедившись в истинности христианства.

В кратком пересказе, приведенном выше, фигурируют конкретные исторические лица, включая князя Владимира Мономаха, и нет никаких оснований не доверять правдивости изложенной летописцем информации относительно чудесных исцелений, ибо совершались они в духе веры и правды Христа.

Поучительна и поистине чудесна история, описанная в житии преп. Пимена многоболезненного (†1139).

Тяжело больной от рождения юноша упрашивает принять его в Печерский монастырь, где 20 лет после этого, до самой своей кончины страдает от тяжких недугов, проводя все это время в молитвенных подвигах и целиком предавая себя Божией воле. Он добровольно отказывается от молитв братии за его исцеление. Вместе с тем, будучи сам прикован к одру тяжкими болезнями, преп. Пимен обладает даром целительства. Так, он исцеляет другого инока, находящегося также в немощи рядом с ним. “До смерти моей с усердием я служил бы больным! — воскликнул незадолго пред тем инок, сетуя на недостаточность внимания со стороны братии, которая из-за смрада и зловония, исходящих от болящих, порой нерадиво относилась к ним, оставляя несчастных без должного присмотра...”. “Се Господь снимает с тебя болезнь твою, — произносит Пимен, — и теперь, будучи здоров, исполни обет свой, служи мне, и подобным мне”. И чудо — исцеление действительно происходит. Однако в будущем инок нарушает свой обет и оттого вновь заболевает, но, искренне раскаявшись, вновь по молитве преп. Пимена получает исцеления и с тех пор до конца своих дней ухаживает с любовью и вниманием за болящими и немощными.

Перед своей кончиною преп. Пимен неожиданно для всех встает, сам обходит келий, прощается с братией, исцеляет болящих. В дальнейшем мы еще не раз столкнемся со свидетельствами нездоровья самого целителя (или его немощности телесной по старости), что, впрочем, не влияет на совершение чудес исцеления.

Среди величественной плеяды печерских святых известностью целителя пользовался и “великий постник и молитвенник, целебник Ипатий, который при содействии веры и молитвы одним прикосновением руки своей исцелял больных; во все времена и по смерти его обращающиеся с верою к его предстательству получали исцеление от болезней”.

Преп. Григорий Печерский и Лаврентий имели большую власть над бесами. Исцеления совершал также преп. Ирепарх и другие иноки. Более подробную информацию читатель сможет найти в специальной литературе, посвященной Киево-Печерскому Патерику. (Например, не столь давно репринтно воспроизведено издание “Киево-Печерский Патерик”, 1991 г. Киев: “Лыбидь”).




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет