Апологетические Заметки: Словом Господним небеса утвердишися

Протопресвитер Михаил Помазанский 3 декабря 2011
1980

Словом Господним небеса утвердишися

"В начале было Слово... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть"

            (Иоан. 1:3).

"Словом Господа

сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их"

В одной из статей нашей периодической церковной печати, где автор с достоинством говорит о четырех Евангелиях, о высоте и полноте выраженного в них христианского мировоззрения, высказана была однако неприемлемая, ложная мысль, что в Евангелии от Иоанна, в первых его стихах, "именование" Господа Иисуса Христа в греческом тексте "Логосом," - в славянском тексте - "Словом," - якобы заимствовано евангелистом из греческой философии: из иудейско-эллинской концепции александрийца-иудея Филона. Хотя его мировоззрение и не совпадает в полной мере с Евангелием от Иоанна, но все же многое остается неясным без знакомства с этой философской концепцией."Чувство христианина не может согласиться с этим утверждением.

Во всем составе книг Нового Завета - где вы найдете хотя бы попытку сближения христианских истин с греческой философией? Не называет ли апостол Павел мудрость века сего "Обольщением самих себя... Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их." "Господь знает умствование мудрецов, что они суетны" (1-ое Кор. 3 гл.). Кто укорит ап. Павла в слепой узости ума? И об ап. Иоанне скажем: была ли потребность обращаться к мирской философии тому, кто возвещает со всей силой духа: "Сия есть победа, победившая мир, вера наша! Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус Христос есть Сын Божий?" (1-ое посл. Иоанна).

Если бы евангелист Иоанн имел бы в своей душе некий своеобразный, таинственный образ "Логоса," ради коего он пишет Евангелие, он продолжал бы пользоваться этим именем Господа в своих творениях. Но этого нет. Та же первая глава Евангелия его наполнена другими именованиями Спасителя: Жизнь, Свет, Единородный Сын, Сущий в лоне Отчем, Агнец Божий, Мессия, Христос, Сын Божий, Царь Израилев, Равви, Сын Человеческий. И только в 14-м стихе этой главы читаем: "И Слово стало плотию, и обитало с нами,"...Но это так далеко от некоего философского образа, ибо далее читаем: "И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полное благодати и истины."

Да, Евангелие от Иоанна есть по истине Евангелие "Слова," но "Слова Божия," ибо оно почти все состоит из слов Самого Господа Иисуса Христа, а при этом Сам Господь свидетельствует: "Мое учение не есть Мое, но пославшего Меня" (Иоан. 7:16). Евангелие от Иоанна есть в точном смысле "Богословие." Оно является четвертым в порядке времени написания четырех Евангелий. Но в церковном сознании и в практике церковно-богослужебной оно есть "первое." Литургическим чтением его, и именно чтением перовй главы: "В начале было Слово...," начинается круг годичных литургических чтений. Ради этого достоинства сам его писатель именуется в Православной Церкви "Богословом."

Мы должны решительно отвергнуть это утверждение автора статьи и подобные, как: "Иоанн воспользовался понятием Логоса, применил его к имени Иисуса Христа и придал этому понятию новый смысл."

Разве ап. Иоанн был кабинетным мыслителем, следившим за духом философии, греческой ли подлинной или в ее иудейско-александрийском преломлении? Тянулся ли его личный интерес к библиотечным папирусным или кожаным свиткам, хранившим философские идеи? Или воспользовался ли бы он для своей высокой цели случайной, на лету достигшей его, идеей?

Есть еще одно лишь место, в тексте книг Нового Завета, с именованием Спасителя "Словом": в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова - 19 гл.: "И увидел я отверстое небо, и вот - конь белый, и Сидящий на нем... имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие" (ст. 11-13). Библейская экзегетика отчетливо видит в этом образе прямую связь с видением, как бы осуществление его, представленным у пророка Исаия в 63 главе его книги: "Кто это идет от Едома, в червленых ризах?... Отчего одеяние Твое красно? И ризы Твои - как у топтавшего в точиле? - Я топтал точило один..., и год Моих искупленных настал... Ты, Господи Отец наш, от века имя Твое Искупитель наш..." (гл. 63:1, 14, 16).

Согласованность этих двух мест в Новозаветном Писании: Евангелия и Апокалипсиса, помимо своего духовного значения, для нас еще ценна тем, что подтверждает принадлежность Апокалипсиса апостолу Иоанну, как писателю этого Откровения свыше. Для нас же в данном случае важно еще то, что именованием Господа здесь именно Словом "Божиим" устраняется всякая философская мысль о "Логосе," как некоем самостоятельном Начале, посредствующем между Богом и миром, или "Параклите" (как Логос назван у автора выше названной статьи). Параклитом же, или "Утешителем," именован в прощальной беседе Господа с учениками Дух Святой.На этом мы оставим в стороне наше внимание к названной статье. Но независимо от нее остается неясным вопрос: Почему евангелист в первые строки своего благовестия вводит имя "Слово" - "Логос" в приложении к Господу Иисусу Христу? И в то же время, почему именно только эти строчки служат почти одиноким местом применения в Новозаветных книгах Священного Писания имени: Логос - Слово?...Да простит нас святой Апостол, что мы своим грешным и низким умом как бы вторгаемся в его священную мысль, открыто и прямо не выраженную, в ту область души, что мы по отношению к нам самим называем подсознательною мыслью.

Внимание каждого христианина, знакомого с Библией, привлекается параллелью между началом ветхозаветной книги "Бытия" и началом Евангелия от Иоанна с первого же их слова. На этой параллели внимание остановим и мы.

"Эн архи" - "В начале" - первые слова обоих священных творений. Греч. "архи" имеет три основных значения: а) начало события или дела, в обычном, простом смысле слова; б) начальствования, господства, или власти: в) и в значении старого времени, прошлого, давнего, а в религиозном смысле - неограниченного временем, вечного.

В подлинном языке книги прор. Моисей применяет это слово в обычном, первом смысле: Бог, прежде всех Своих действий вне Себя, сотворил небо и землю. То же слово стоит первым в Евангелии от Иоанна, но св. апостол возвышает смысл греч. Слово "архи": "В начале было Слово"- Слово, как личное Божественное бытие, "было в начале"- прежде всякого иного бытия, более того: вне всякого времени, в безграничной вечности. В том же Евангелии еще раз стоит это слово, в таком же значении; приводим этот стих. Когда иудеи спросили Господа: "Кто же Ты?"-"Иисус сказал им: "от начала Сущий," яко же и сказал вам"- Тин архин, оти кэ лало имин. Так первые книги двух Заветов, ветхого и нового, начинаются одним и тем же выразительным словом; но оно в книге Нового Завета имеет более возвышенный смысл, чем в книге Бытия.

В дальнейшем тексте обеих книг, особенно в первых пяти стихах каждой, замечаем эту внутреннюю связь, пусть - не нарочито проведенную евангелистом, так как проведена она не в точной последовательности, но как связь, сама собой вытекающая из существа этих двух предметов речи. Здесь ясно определяется величие для нас новозаветных событий при сопоставлении их с ветхозаветными. Проводим эту параллель, ставя для ясности на первом месте книгу Бытия, на втором - Евангелие.

Кн. Бытия: Евангелие:

1. "В начале сотворил Бог..."

1. "В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово." Здесь истина Единобожия возвышается откровением второй ипостаси в Боге, (выражение "было к Богу" поясняется далее, в стихе 16: "Единородный Сын, сущий в лоне Отчем").

2. "И сказал Бог : Да будет..."

2. "Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть."

Глагол "сказал" уточняется словами "сказал Словом," участием второй Ипостаси Божественной, Творцом всего мира, исполнителем воли Отца.

3. "Земля же была безвидна и пуста"(безжизненна)...

3. "В Том (в Слове) была жизнь" (Противопоставление).

4. "И сказал Бог: Да будет свет."- Сказано о физическом свете.

4. "И жизнь была Свет человеков." Предмет мысли неизмеримо возвышается, не смотря на обозначение одним и тем же словом.

5. "И тьма над водами..."

В дальнейших стихах:

5. Слове, Сыне Божием: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" - (Противопоставление).

6. О Духе Святом. "И Дух Божий носился над водою..."

6. Приведены слова Иоанна Крестителя: "Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (ст. 31-32, Сопоставление).

7. "И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему..."

7. О Вочеловечении Слова.

"И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (ст. 14, - Сопоставление).

8. "И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих, которые делал" (Бытие 2:2).

8. Пришествие Слова на землю. Слава Спасителя: "О тныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Иоан. 1:51, - Сопоставление).

Это совпадение то мыслей, то словесных выражений между данными двумя священными книгами Ветхого и Нового Заветов, этот свет первого в церковном понимании Евангелия, падающий на первую книгу пророка Моисея, подтверждается словами самого апостола в той же первой главе его Евангелия: "От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (ст. 16-17).

И нет надобности искать источник для имени "Логос - Слово," твердо вошедшего в христианство. Да это имя-понятие совсем не чуждо вообще Ветхому Завету. "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32:6), - сказано в Псалтири, бывшей в ежедневном чтении иудеев, в древне-еврейском ли тексте или в переводе 70-ти. То же в псалме 147, в стихах 4 и 7; псалме 118, 89:"Во век Слово Твое пребывает на небесах;" также: псалом 106:19-20.

Но еще яснее для нас светит прощальная беседа Господа с Его учениками. "Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца" (Иоан. 14:24). "Все, что Я слыхал от Отца Моего, сказах вам" (15:15). "Все, что имеет Отец, есть Мое" (16:15). Вот основной предмет этой величественной беседы, как и последовавшей за ней первосвященнической молитвы Господней.

Православная Церковь с любовью восприняла наименование Сына Божия "Словом" и широко пользуется им, но всегда не в одиночном его виде, а с тем или другим его определением, атрибутом: "Бога-Слова родившую" ("Достойно есть"): "Единородный Сыне и Слове Божий" (песнь на Литургии); "Вседержителю, Слово Отчее" (в молитвах на сон грядущим).




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет