Православие. Том 2: Страстная седмица

Митрополит Иларион (Алфеев) 13 марта 2013
3971

Страстная седмица представляет собой особый период в литургической жизни Православной Церкви. Каждый день этой седмицы в Триоди постной называется «святым и великим». В дни Страстной седмицы не совершаются памяти святых, отменяется поминовение усопших: все внимание верующих сосредоточено на сопереживании страждущему Спасителю.

В течение первых трех дней Страстной седмицы богослужение совершается по великопостному чину, с поклонами и молитвой Ефрема Сирина. Во все три дня совершается литургия Преждеос-вященных Даров, предваряемая вечерней. На часах Устав предписывает читать Евангелие: в понедельник положено прочитывать полностью Евангелие от Матфея и половину Евангелия от Марка, во вторник другую половину Евангелия от Марка и две трети Евангелия от Луки, а в среду последнюю треть Евангелия от Луки и Евангелие от Иоанна до середины 12-й главы. Ввиду большого объема чтений на практике в некоторых приходах они распределяются по дням предыдущих седмиц (5-й и 6-й седмиц поста), с тем чтобы на Страстной седмице начиналось чтение Евангелия от Иоанна.

В Великий Понедельник, Вторник и Среду на утрени, после ше-стопсалмия и кафизм, поется тропарь, тематика которого навеяна притчей о десяти девах (см.: Мф 25,1-13):

Триодь постная. Святой и Великий Понедельник. Утреня. Тропарь.

Се Жених грядет в полу ноши, и блажен раб, егоже обряшет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяго-тися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
Вот, Жених идет в полуночи, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же тот, которого Он найдет дремлющим. Итак, будь внимательна, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне дверей Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, Богородицей помилуй нас.

Тропарь этот представляет собой призыв к духовному бодрствованию и трезвению. Вместе с тем — в общем контексте богослужений Страстной седмицы — он напоминает о приближении часа крестной смерти Спасителя, который верующие должны встретить духовно подготовленными. Ввиду особой значимости тропаря «Се Жених» Устав предписывает исполнять трижды «косно (медленно), и велегласно, и со сладкопением».

В конце утрени в первые четыре дня Страстной седмицы поется экзапостиларий, тематика которого соответствует притче о званых на брачный пир (см.: Мф 22,2-14):

 Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.  Чертог Твой уготованный вижу, Спаситель мой, но не имею одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.

Предписывая исполнять этот экзапостиларий трижды «косно и со сладкопением», Устав уточняет: «Поется же посреде церкве от певца, и противу глашается от нас». В соответствии с этим указанием песнопение должно сначала исполняться одним певцом, который для этого выходит на середину церкви, а затем повторяться верующими (хором).

В богослужебных текстах Великого Понедельника вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в египетское рабство (см.: Быт 37, 26-28): его страдания трактуются как прообраз страданий Христа. За литургией Преждеосвященных Даров читается Евангелие о проклятии Христом смоковницы (см.: Мф 21,18-22). Толкование этого события содержится в синак-сарии Великого Понедельника:

Триодь постная. Святой и Великий Понедельник. Утреня. Синаксарий.

 Смоковница убо есть, сонмише иудейское, на немже плода подобнаго Спас не обрет, точию осеняюшее закона, и сие отъят от них, праздное всячески содеяв  Смоковница есть иудейский народ, на котором Христос не обрел достойного плода, кроме прообразовательного закона, но и закон отнял у него, лишив его всего.

В то же время смоковница является символом души христианина, не живущего по заповедям Христовым и не приносящего плоды покаяния:

 Триодь постная. Святой и Великий Понедельник. Утреня. Стихира на стиховне.

Изсохшия смоковницы за неплодие, прешения убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость.  Убоявшись проклятия, наложенного на смоковницу за бесплодие, принесем достойные плоды покаяния Христу, дарующему нам великую милость.

В Великий Вторник вспоминается притча Христа о десяти девах и другие притчи и наставления, которые Господь произнес в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о Втором Пришествии, Страшном Суде и воскресении мертвых, о талантах (см.: Мф 22-25). Эти притчи и наставления комментируются в богослужебных текстах:

Триодь постная. Святой и Великий Вторник. Утреня. Стихира на хвалитех.

Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, возвешай чудеса Его, да умножаюши дарование, внидеши в радость Господа твоего.  Услышав об осуждении того, кто скрыл талант, душа, не скрывая слово Божие, возвешай чудеса Его, чтобы, умножая таланты, ты вошла в радость Господина своего.

Триодь постная. Святой и Великий Вторник. Утреня. Стихира на стиховне.

Се тебе талант Владыка вверяет душе моя, страхом приими дар, заимствуй давшему, раздавай нишим, и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его, егда приидет во славе, и услышиши блаженный глас: вниди, рабе, в радость Господа твоего...
 Вот, Владыка вверяет тебе талант, о душа моя, со страхом прими дар, отдай взаймы Давшему, раздай нишим и приобрети в Господе друга, чтобы стать по правую руку от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный голос: войди, раб, в радость Господина своего...

Притча о десяти девах  Миниатюра. Франция. XII в.

В Великую Среду Церковь вспоминает о вечери в Вифании, на которой жена-грешница омыла слезами ноги Спасителя. Этому событию посвящены основные богослужебные тексты данного дня, включая стихиры и канон. В одной из стихир, принадлежащей перу византийской поэтессы инокини Кассии, раскрывается сила покаяния жены-грешницы, которая благодаря встрече с Христом осознала глубину своей греховности:

Триодь постная. Святая и Великая Среда. Утреня. Самогласен.

 

 Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ошутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдаюши миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголюши! яко ношь мне есть раз-жжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками про-изводяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истошани-ем: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в рай Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.  Господи! Женшина, впавшая во многие грехи, ошутив Твое Божество, взяв на себя роль мироносицы, с рыданием приносит Тебе миро перед погребением, говоря: «Увы мне, ибо ночь для меня — огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунное влечение к греху. Прими мои источники слез, Ты, Который производишь морскую воду из облаков. Склонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса Своим неизреченным истошанием, чтобы я облобызала Твои ноги и отерла их снова волосами головы моей, которые Ева со стыдом покрыла после того, как в раю после полудня поддалась на увешания (змия). Кто исследует множество грехов моих и бездну Твоих судеб? Спаситель душ, Спаситель мой, не презирай меня, рабу Твою, ибо Ты имеешь безмерную милость.

В конце литургии Преждеосвященных Даров в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до вечерни праздника Пятидесятницы, за исключением поклонов перед святой плащаницей в Великую Пятницу.

Великий Четверг является днем, посвященным воспоминанию Тайной Вечери. В богослужебных текстах этого дня говорится о смысле Таинства Евхаристии, об умовении ног как о примере Божественного смирения, о предательстве Иуды и о молитве Спасителя в Гефсиманском саду. На утрени поется тропарь, в котором повествуется о «несытой душе» Иуды-предателя и прославляется благость Господа Спасителя:

Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Тропарь.

 Егда славнии ученицы на умовении вечери просвешахуся, тогда Иуда злоче-стивый сребролюбием недуговав омра-чашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употреби вша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий Господи, слава Тебе.  Когда достославные ученики просвещались на умовении вечери, тогда злонравный Иуда был омрачен недугом сребролюбия и предает Тебя, Праведного Судию, беззаконным судьям. Смотри, накопитель богатств, на того, кто из-за них повесился! Беги от ненасытной души, которая дерзнула так поступить с Учителем. Всеблагой Господь, слава Тебе.

Канон, читаемый на утрени, посвящен осмыслению Таинства Евхаристии. Прообразом Христа и Его Тайной Вечери является ветхозаветная Премудрость, которая создала себе дом, утвердила в нем семь столпов, уготовала трапезу и послала слуг провозгласить: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное (Притч 9,1-5). Этот образ, прежде всего, напоминает о Боговопло-щении и о Той, Которая стала первой Причастницей Бога, приняв в Себя воплощенное Слово Божие:

Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Канон. Песнь 1.

 Всевиновная и подательная жизни безмерная Премудрость Божия созда храм Себе от чистыя неискусомужныя Матери, в храм бо телесно оболкийся славно прославися Христос Бог наш.  Безмерная Премудрость, Которая есть причина всего и подательница жизни, создала Себе храм в Пречистой и не познавшей мужа Матери, ибо, облекшись в храм тела, Христос Бог наш славно прославился.

Началом пути Божественного истощания было Боговоплоще-ние, а концом — крестная смерть Спасителя, когда Господь принес Себя в жертву за спасение всего человечества. Воспоминанием о крестной жертве Христа является Евхаристия, которую совершает Сам Христос, преподающий ученикам Свои Тело и Кровь:

Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Канон. Песнь з.

Господь Сый всех и Зиждитель Бог, Безстрастный, обнищав, созданное естество с Собою соедини, и пасха за яже хотяше умрети Сам Сый Себе пред-пожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся.  Бесстрастный Бог, будучи Господом и Создателем всего, обнищав, соединил с Собой созданное естество и принес Себя в пасхальную жертву за тех, за кого хотел умереть, взывая: ешьте Тело Мое и утвердитесь в вере.

Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Канон. Песнь з.

Избавительною для всего рода человеча веселия чашею Твоею, Блаже, Твоя ученики напоил еси, наполнив ю, Сам бо Себе свяшеннодействуеши, пийте, вопия, кровь Мою, и верою утвердитеся.
 Благой Господи, Ты напоил учеников Своих избавительной для всего рода человеческого чашей ликования, наполнив ее. Ибо Ты Сам Себе совершаешь священнодействие, взывая: пейте кровь Мою и утвердитесь в вере.

Причащение Святых Христовых Тайн является залогом того обожения, которое ожидает христиан в эсхатологическом Царстве Божием:

Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Утреня. Канон. Песнь 4.

 Питие новое паче слова, Аз глаголю, во Шрствии Моем, Христос другом, пию, я коже бо Бог с вами боги буду, рекл еси: Единороднаго бо Мя очищение Отец в мир послал есть.  Ты сказал: говорю вам Я, Христос, друзьям (Моим): «Я буду пить новое вино, которое превыше слов, ибо в иарстве Моем Я буду с вами, как Бог с богами, ведь Отец послал Меня, Единородного, для очищения мира».

Утреня завершается стихирами, в которых повествуется о предательстве Иуды. Этими же стихирами начинается вечерня, переходящая в литургию Василия Великого. По Уставу это богослужение должно совершаться в 8-м часу дня, т.е. около 14.00, однако на практике оно начинается утром. На литургии Великого Четверга ввиду ее особого значения по традиции причащаются все православные верующие, в том числе и те, которые редко приступают к причастию. Вместо Херувимской песни, вместо запричастного стиха и во время причащения многократно поется тропарь, посвященный Таинству Евхаристии (по традиции Русской Православной Церкви этот тропарь произносится перед причащением за каждой Божественной литургией):

 Триодь постная. Святой и Великий Четверг. Литургия. Тропарь вместо Херувимской песни.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во иарствии Твоем  Прими меня причастником Твоей Тайной Вечери, о Сын Божий, ибо я не выдам Твою тайну врагам, не дам Тебе поцелуя, как Иуда, но, как разбойник, исповедаю Тебе: помяни меня, Господи, в иарстве Твоем.

В некоторых кафедральных соборах в Великий Четверг по окончании литургии совершается чин умовения ног. Этот чин, содержащийся в современном Чиновнике архиерейского священно-служения, восходит к Типикону Великой церкви, отражающему богослужебную практику константинопольского храма Святой Софии IX-XII веков. В Константинополе чин совершался между вечерней и литургией, что более соответствует его смыслу (согласно Евангелию, Христос сначала умыл ноги ученикам, а потом уже совершил пасхальную трапезу и преломление хлеба). Согласно константинопольской практике, патриарх умывал ноги трем иподиаконам, трем диаконам, трем пресвитерам, двум митрополитам и одному архиепископу. В современной практике архиерей умывает ноги двенадцати пресвитерам.

Чин совершается следующим образом. Архиерей выходит из алтаря в полном облачении, без посоха; перед ним идут диакон с Евангелием и два иподиакона с блюдом, на котором стоит кувшин с водой. Архиерей садится на кафедру, диакон становится позади кафедры у аналоя, на котором полагает Евангелие, сосуд с водой ставится перед архиереем. Затем из алтаря попарно выводятся священники, которые рассаживаются в два ряда перед архиереем. В это время поется 5-я песнь канона Великого Четверга и стихиры на «Умовение ног». По окончании пения диакон произносит екте-нию с прошениями «о еже благословитися и освятитися умовению сему силою и действом и наитием Святаго Духа» и «о еже быти ему на омовение скверны согрешений наших». Затем архиерей стоя читает молитву, в которой просит Бога омыть всех участников чина от плотских скверн и душевной нечистоты. Во время чтения молитвы священники продолжают сидеть. Далее читается еще одна молитва — о даровании смирения, за которой следует чтение из Евангелия от Иоанна (гл. 13). При начале чтения все священнослужители сидят. Протодиакон начинает чтение: «Во время оно, ведый Иисус, яко вся даст Ему Отец в руце, и яко от Бога изыде, и к Богу грядет, востав с вечери (в этот момент архиерей встает) и положи ризы своя (архиерей без помощи иподиаконов снимает с себя митру, омофор, крест, панагию и саккос), и прием лентион, препояса-ся (архиерей возлагает на себя полотенце). Потом же влия воду во умывальницу (архиерей вливает воду в блюдо) и начат омывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан (архиерей омывает ноги пресвитерам, начиная с младшего, и отирает полотенцем)» (13,3-6). Евангельские стихи при необходимости повторяются. Когда архиерей умоет ноги одиннадцати пресвитерам, он подходит к старшему; в этот момент протодиакон читает: «Прииде же к Симону Петру, и глагола ему той». Следует диалог между Петром и Иисусом, полностью воспроизводимый старшим пресвитером и архиереем (13,7-ю). По окончании умовения ног архиерей вновь садится на кафедру, а протодиакон дочитывает Евангелие до слов «яко не вси чисти есте» (13, 11).

Иерусалим. Сионская горница — место Тайной Вечери

Далее следует второе евангельское чтение (Ин 13,12-17), во время которого архиерей при словах «прият ризы своя» самостоятельно облачается, при словах «возлег паки» садится на свое место и после слов «рече им» дочитывает Евангелие от слов «Весте ли, что сотворих вам» до слов «Аще сия весте, блажени есте, аще творите я». В то время как архиерей читает Евангелие сидя, пресвитеры слушают чтение стоя. По окончании Евангелия архиерей встает и произносит заключительную молитву, в которой вновь просит Господа омыть всякую скверну и нечистоту души.

В патриаршем соборе в Великий Четверг за Божественной литургией совершается чин освящения мира. Об этом чине будет сказано отдельно.

В Великую Пятницу Церковь вспоминает распятие и смерть Спасителя. Евангельские чтения, звучащие в этот день в Церкви, и богослужебные тексты повествуют о том, как в последние дни Своей земной жизни Иисус Христос был оставлен один перед лицом Своих ненавистников, перед лицом страданий и смерти. Он испил до дна ту чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека, — одиночество и богооставленность.

Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном. Он был один на суде первосвященников, на допросе у Ирода, на суде Пилата, ибо ученики Его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу: случайный прохожий, а не любимый ученик помог Ему нести крест. Он был один на кресте, один умирал, оставленный всеми. На кресте Иисус взывал к Отцу Своему: Боже Мой, Боже Мой! для него Ты Меня оставил (Мф 27,46)? В этом крике вместилась боль всего человечества и каждого человека — боль всякого, кто чувствует, что он одинок и оставлен Богом.

В богослужебных текстах Великой Пятницы говорится и о предательстве Иуды, и о суде над Иисусом у первосвященников Анны и Каиафы, и о суде Пилата, и о ненависти к Иисусу еврейского народа, требовавшего Его распятия, и о самом распятии. В то же время подчеркивается: Христос умер не потому, что был предан Иудой и осужден на смерть Пилатом, не потому, что Его смерти требовали иудеи, а потому, что такова была воля Бога Отца. Если бы Бог Отец захотел иначе, этой смерти бы не произошло. И никакая человеческая злоба, никакое предательство и коварство не были бы способны умертвить Мессию, Который пришел, чтобы спасти мир.

Богослужебные тексты говорят о том, что Господь сознательно шел на смерть: Он родился для того, чтобы умереть на кресте, воплотился, чтобы стать жертвой за людей. И Он совершил этот подвиг по послушанию Своему Небесному Отцу. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к человеку, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более сильного слова о спасении человека, чем та тишина, которая исходит из гроба Единородного Сына Божия. И нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес. Преподобный Исаак Сирин говорит, что если бы у Бога Отца было что-то еще более драгоценное и любимое, чем Его Сын Единородный, Он и это бы отдал за спасение каждого человека.

В память о страданиях и крестной смерти Спасителя в Великую Пятницу полагается строгий пост, не совершается Божественная литургия и богослужение по своей структуре значительно отличается от обычного.

Главным богослужением Великой Пятницы является утреня с чтением 12 страстных Евангелий: в Триоди эта служба носит название «Последования святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». По Уставу, она совершается «во вторый час нощи» (около 20.оо). Аналогичное богослужение, включавшее в себя 11 евангельских отрывков, совершалось в Иерусалиме и Константинополе уже в конце первого тысячелетия. Евангельские отрывки подобраны таким образом, чтобы образовать связный рассказ, в котором отражены все события последних часов земной жизни Спасителя вплоть до Его смерти на кресте и погребения. Чтения из Евангелия чередуются с антифонами, тропарями и стихирами, представляющими собой поэтический комментарий к читаемым отрывкам. Эти тексты, удивительные по красоте, глубине и содержательности, представляют собой подлинные шедевры христианского гимнотворчества. В целом Последование Страстей Христовых является одним из самых грандиозных богослужений всего церковного года.

Первое Евангелие (Ин 13, з1 18,1), самое продолжительное, содержит последнюю беседу Иисуса со Своими учениками. Следующие четыре Евангелия (Ин 18; 1-28; Мф 26, 57-75; Ин 18, 28; 19,16; Мф 27, 3-32) содержат рассказ о предательстве Иуды, аресте Иисуса, суде над Иисусом у первосвященников Анны и Каиафы, суде у Пилата и вынесении Иисусу смертного приговора. За каждым чтением следует по три антифона, малая ектения и седален. В антифонах и седаль-нах воспроизводятся и молитвенно осмысляются события, о которых повествуется в читаемых Евангелиях:

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Антифон 2.

Тече глаголя Иула беззаконным книжником: что мне хошете дати, и аз вам предам Его? Среди же совешаваюших Сам стоял еси невидимо Совешаваемый Сердцеведче, пошали души наша.
 Иуда прибежал к беззаконным книжникам, говоря: «Что вы дадите мне за то, чтобы я предал Его вам?» Среди же совешавшихся стоял Сам Тот, о Ком они совещались. Сердцеведец, пошали души наши.

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Антифон 5.

Днесь глаголаше Зиждитель небесе и земли Своим учеником: приближися час, и приспе Иуда предаяй Мя. Да никтоже отвержется Мене, видя Мя на кресте посреде двою разбойнику: стражду бо яко человек, и спасу яко Человеколюбец в Мя веруюшия.
 Сегодня Создатель неба и земли сказал Своим ученикам: приблизился час, и пришел Иуда, предающий Меня. Никто пусть не отречется от Меня, видя Меня на кресте между двумя разбойниками, ибо Я страдаю как человек, но спасу как Бог верующих в Меня.

 Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Седален после 6-го антифона.

 Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О, коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же безмерное проповедуется долготерпение и велия милость.  Каким образом, Иуда, ты сделался предателем Спасителя? Или Он отлучил тебя от собрания апостолов? Или лишил дара исцелений? Или, пригласив их на вечерю, тебя отверг? Или их ноги умыл, а твои презрел? О, о скольких благах ты позабыл. И изобличается твоя неблагодарность, проповедуется же Его долготерпение и великое милосердие.

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Антифон 7.

 Триши отрекся Петр, абие реченное ему разуме, но принесе к Тебе слезы покаяния: Боже, очисти мя и спаси мя.  Отрекшись трижды, Петр тотчас вспомнил о том, что было ему предсказано, и принес Тебе слезы покаяния: Боже, очисть меня и спаси меня.

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Седален после 12-го антифона.

 Егда предстал еси Каиафе, Боже, и предался еси Пилату, Судие, Небесныя Силы от страха поколебашася. Егда же вознеслся еси на древо, посреде двою разбойнику, вменился еси с беззаконными, Безгрешне, за еже спасти человека: Незлобиве Господи, слава Тебе.  Когда Ты, Боже, предстал перед Каиа-фой и был предан Пилату, о Судия, Небесные Силы от страха поколебались. Когда же Ты вознесся на крест между двумя разбойниками, Ты был причислен к беззаконникам, о Безгрешный, ради спасения человека. Незлобивый Господи, слава Тебе.

По окончании антифонов исполняется седален, в котором говорится об искупительном значении крестной смерти Спасителя (этот же текст вновь прозвучит в самом конце службы):

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Седален после 15-го антифона.

Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте при-гвоздився и копием прободся, безсмер-тие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
 Ты искупил нас от законного проклятия Своей драгоценной кровью, будучи пригвожден к кресту и пронзен копьем, Ты стал источником бессмертия для людей. Спаситель наш, слава Тебе.

За антифонами следуют 6-е Евангелие (см.: Мк 15,16-32), посвященное распятию Христа, и Блаженства, перемежающиеся со стихами на тему распятия. Далее диакон произносит прокимен «Разделиша ризы моя себе, и о одежде моей меташа жребий» со стихом «Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси». Эти стихи из 21-го псалма подводят к 7-му и 8-му Евангелиям (Мф 27, зз-54 и Лк 23,32-49), повествующим о смерти Спасителя и отделенным одно от другого 50-м псалмом. Сразу же за 8-м Евангелием следует трипеснец, в котором упоминаются все основные события последних двух дней жизни Христа, начиная с умовения ног. По окончании трипеснца трижды исполняется экзапостиларий:

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Экзапостиларий по 9-й песни трипеенца.

 Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил сей, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.  Благоразумного разбойника Ты, Господи, за один час сподобил рая. И меня просвети древом креста и спаси меня.

Последние четыре Евангелия (Ин 19, 25-37; Мк 15, 43-47; Ин 19, 38-42 и Мф 27,62—66) перемежаются с хвалитными псалмами, стихирами и заключительными молитвами утрени.

Лейтмотивом через все богослужение Великой Пятницы проходит тема Матери, стоящей у креста Своего Сына. В Евангелиях о присутствии Матери Божией на Голгофе упоминается лишь вскользь. Богослужебные тексты, напротив, уделяют этой теме большое внимание, вкладывая в уста Богородицы трогательные монологи, обращенные к Ее распятому на кресте и умирающему Сыну:

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Стихира на хвалитех.

 Распеншуся Ти, Христе, вся тварь ви-дяши трепеташе, основания земли по-зыбашася страхом державы Твоея: Тебе бо вознесшуся днесь, род еврейский погибе, церковная завеса раздрася на двое, и мертви и от гробов воскресоша, сотник же, видев чудо, ужасеся. Предстоящи же Мати Твоя вопияше, рыдаю-ши матерски: како не возрыдаю и утробы Моея не бию, зряши Тя нага, яко осуждена, на древе висяша? Распныйся и погребыйся, и воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.  Когда Ты, Христос, был распят, все творение, видя, трепетало, основания земли колебались от страха перед властью Твоей. Ибо когда Ты вознесся (на крест), род еврейский погиб, завеса в храме разорвалась надвое и мертвые воскресли из гробов, сотник же, увидев чудо, ужаснулся. Матерь же Твоя, предстоя, восклицала, рыдая по-матерински: как не буду рыдать и ударять Себя в грудь, видя Тебя обнаженным, висяшим на кресте словно осужденного? Распятый и погребенный и воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе.

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Стихира на стиховне.

На древе видяши висима, Христе, Тебе, всех Зиждителя и Бога, безееменно Рождшая Тя вопияше горько: Сыне Мой, где доброта зайде зрака Твоего? Не терплю зрети Тя неправедно распинаема: потшися убо, востани, яко да вижу и Аз Твое из мертвых тридневное воскресение.
 Видя Тебя, Христос, Создателя и Бога, висяшим на кресте, бессеменно Родившая Тебя взывала с горечью: «Сын Мой, куда ушла красота Твоего облика? Не терплю видеть Тебя неправедно распинаемым: поспеши, восстань, чтобы и Я увидела Твое тридневное воскресение из мертвых».

Еще одним лейтмотивом богослужения Великой Пятницы является тема духовной гибели еврейского народа, распявшего Христа. Авторы богослужебных текстов обращаются к иудеям с обличениями от имени Бога:

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Антифон 12.

Сия глаголет Господь иудеем: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепиы ваши просветих, про-каженныя очистих, мужа, суша на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздаете? За манну желчь, за воду о нет, за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный.
 Вот что говорит Господь иудеям: народ Мой, что сделал Я тебе или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежащего на одре, восставил. Народ Мой, что сделал Я тебе и чем ты отплатил Мне: за манну желчью, за воду уксусом, за любовь — вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к себе Мои народы; они прославят Меня с Otllom и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.

 Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Стихира на хвалитех.

 Два и лукавная сотвори перворожденный сын Мой Израиль: Мене остави Источника воды животныя, и ископа себе кладенец сокрушенный: Мене на древе распят, Варавву же испроси и отпусти. Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: ты же, Израилю, не усра-мился еси, но смерти Мя предал еси. Остави им, Отче Святый, не ведят бо, что сотвориша.  Два зла сделал первородный сын Мой Израиль: Меня, Источник воды живой, оставил и высек себе водоем разбитый (см.: Иер 2, 13), Меня на древе распял, Варавву же выпросил и отпустил. Ужаснулось этому небо, и солнце лучи скрыло, ты же, Израиль, не устыдился, но предал Меня смерти. Прости им, Отче Святый, ибо они не знают, что сделали (см.: Лк 23, 34).

Подобные тексты до недавнего времени содержались и в латинском богослужении, однако папа Римский Иоанн Павел II принял решение исключить их из богослужения из-за их ярко выраженной антииудейской окрашенности. В Православной Церкви тоже раздаются отдельные голоса, призывающие изъять так называемые «антисемитские» тексты из богослужения Страстной седмицы.

В ответ на подобные предложения следует, во-первых, сказать о том, что цитированные тексты отнюдь не имеют антисемитский характер: они лишь содержат нравственную оценку того, как иудейский народ поступил со Спасителем. Одновременно они являются предупреждением для всякого народа, который встанет на путь богоборчества. Ведь в истории человечества было немало народов, которые считали себя богоизбранными, но которые, подобно Израилю, оставляли Источник воды живой и выкапывали себе разбитые колодцы.

Во-вторых же, сама идея ревизии богослужебных текстов для приведения их в большее соответствие с современными стандартами и правилами политкорректности представляется неприемлемой. Один раз ступив на этот путь, остановиться будет уже крайне сложно. Православное богослужение тем и драгоценно, что оно дает четкий критерий богословской истины, и именно богословие надо всегда сверять с богослужением, а не богослужение корректировать под те или иные богословские посылки. Lex credendi вырастает из lex orandi: вероучительные истины и нравственные установки христианства родились в опыте молитвы, были открыты Церкви через богослужение. Поэтому если в понимании какого-то богословского или нравственного вопроса усматривается расхождение между, с одной стороны, современными стандартами, а с другой — богослужебными текстами, то предпочтение должно быть отдано последним.

Богослужение часов в Великую Пятницу совершается по особому чину: часы 1-й, з-й, 6-й и 9-й читаются подряд, и на каждом часе прочитывается отрывок из Ветхого Завета, Апостол и Евангелие.

Вечерня Великой Пятницы совершается, по Уставу, «о десятом часе дне» (т.е. около 16.00). На этом богослужении совершается вход с Евангелием, исполняется прокимен «Разделиша ризы», читаются отрывки из Ветхого Завета (Исх зз, 11-23; Иов 42, 12-17; Ис 52, 13-54, 1) и Апостол (1 Кор 1, 18-2, 2). Евангелие составлено из нескольких фрагментов и воспроизводит всю историю Страстей Христовых (Мф 27, 1-38; Лк 23, 39-43; Мф 27, 39-54; Ин 19, 31-37; Мф 27, 55-61). После этих чтений исполняются стихиры, в которых звучит тема победы Христа над адом и смертью:

Великая Пятница. Вечерня. Стихиры на стиховне.

Егда во гробе нове за всех положился еси, Избавителю всех, ал всесмехливый видев Тя ужасеся, вереи сокрушишася, сломишася врата, гроби отверзошася, мертвии восташа...
 Когда Ты, о Избавитель всех, ради всех был положен в новом гробе, ад, достойный всяческого осмеяния, видя Тебя, ужаснулся, засовы сокрушились, врата сломались, гробы отверзлись, мертвые воскресли.

Великая Пятница. Вечерня. Стихиры на стиховне.

Егда во гробе плотски хотя заключился еси, иже естеством Божества пребываяй неописанный, и неопределенный, смерти заключил еси сокровиша, и адова вся истошил еси, Христе, царствия...
 Когда Ты плотью добровольно заключил Себя в гробу, оставаясь по Божественной природе неограниченным и беспредельным, Ты запер погреба смерти и опустошил все владения ада, о Христос...

Великая Суббота. Утреня. Тропарь на «Бог Господь».

 Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умер-шия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.  Когда Ты сошел к смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты умертвил ад сиянием Божества. Когда же Ты воскресил умерших от преисподней, все Силы Небесные взывали: Податель жизни, Христос Бог наш, слава Тебе.

Заключительная стихира исполняется с особой торжественностью. Во время пения этой стихиры священник совершает каждение лежащей на престоле плащаницы с изображением умершего Спасителя:

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Вечерня. Стихира на стиховне.

 Тебе одеюшагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благо-сердный плач восприим, рыдая, глаго-лаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солние на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся иерковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подьемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Шедре? Величаю Страсти Твоя, песно-словлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.  Тебя, одеваюшегося светом, как одеждою, Иосиф, сопровождаемый Никодимом, снял с древа и, видя мертвым, нагим, не погребенным, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: «Увы мне, Сладчайший Иисус, недавно увидев Которого висяшим на кресте, солние мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот я ныне вижу Тебя ради меня добровольно принявшим смерть. Как буду погребать Тебя, Боже мой, или как пеленами обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду воспевать Твоему исходу, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклииая: Господи, слава Тебе!»

Голгофа

Далее совершается вынос плащаницы и положение ее на середину храма. При соборном служении четыре священника поднимают плащаницу на специально приготовленных шестах, а предстоятель (архиерей или старший священник) с Евангелием в руках становится под плащаницу. Процессия выходит из алтаря северными дверьми, подходит к царским вратам, где предстоятель произносит «Премудрость, прости». Затем процессия движется к середине храма, где плащаница полагается на специально приготовленное возвышение. Совершается каждение плащаницы с троекратным обхождением вокруг престола. В это время поются тропари, первый из которых посвящен погребению Христа, а второй — Его воскресению:

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Вечерня. Тропари по «Ныне отпущаеши».

Благообразный Иосиф с лрева снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи.
 Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил его плащаницей и, умастив благоуханиями, положил в новом гробе.
 Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же нетления явися чуждь  Ангел, представ при гробе женам-мироносицам, возгласил: миро подобает мертвым, Христос же оказался нетленным.

Как правило, сразу же после выноса плащаницы священнослужители читают «Канон на плач Пресвятыя Богородицы» (Устав предписывает читать его в кельях на малом повечерии). Авторство канона усваивается византийскому поэту X века Симеону Логофету; многие тропари написаны от лица Богородицы, Которая обращается к Своему возлюбленному Сыну со скорбными и недоуменными вопрошаниями:

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Повечерие. Канон. Песнь 3.

Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на кресте, распалаюся утробою, Дева, сте-нюши, глаголаше.
 «Вот, Свет Мой сладкий, Надежда и Жизнь Моя благая, Бог Мой угас на кресте, Я внутренне терзаюсь», — говорила Дева, рыдая.

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Повечерие. Канон. Песнь 5.

 Едину Надежду и Живот, Владыко, Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.  «Ты был единой Надеждой и Жизнью, Владыка, Сын и Бог Мой, и светом очей для Меня, рабы Твоей, ныне же Я лишилась Тебя, сладкое Мое Чадо и любимое».

Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Повечерие. Канон. Песнь 6.

 Мертва Тя зрю, Человеколюбие, ожи-вившаго мертвыя, и содержаша вся, уязвляюся люто утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше: не терплю бо без дыхания мертва Тя видети.  «Мертвым вижу Тебя, Человеколюбец, оживившего мертвых и держашего вселенную, тяжко страдаю, — говорила Пречистая. — Я хотела бы умереть вместе с Тобой, ибо для Меня невыносимо видеть Тебя мертвым, бездыханным».

Богослужение Великой Субботы посвящено прославлению умершего на кресте и погребенного Спасителя мира. Особенностью этого богослужения является то, что верующие еще стоят перед гробом Господним, но уже начинают праздновать Воскресение Христово.

О смысле великосубботнего торжества говорится в одной из стихир: «Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий». Субботствование Господа во гробе и упокоение после мук и смерти на кресте сравнивается с окончанием сотворения мира:

Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Стихира на хвалитех.

 Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий... Великий Моисей таинственно предвосхитил нынешний день, когда сказал: и благословил Бог сельмой лень (Быт 2, з). Ибо это благословенная суббота, это день покоя, когда Единородный Сын Божий почил от всех дел Своих.

Основной и наиболее продолжительной частью утрени Великой Субботы является пение псалма 118, разделенного на три части («статии»); этот псалом с глубокой древности употреблялся христианами при погребении. В данном случае к каждому стиху псалма добавляются краткие «похвалы», авторство которых принадлежит неизвестному поэту, жившему не позднее XIV столетия. В «похвалах» говорится о том, что Сын Божий пострадал и умер, исполняя волю Отца, пославшего Его для спасения мира; в то же время Его смерть неоднократно называется «добровольной». Особо говорится о Божией Матери, стоявшей у креста и оплакивавшей Своего Сына. Некоторые из «похвал» обращены к Божией Матери и Иосифу Аримафейскому; некоторые написаны от лица Божией Матери и обращены к Иисусу. В словах, обращенных к Иуде, автор обличает его за предательство. В тексте неизвестного автора «похвал» содержатся также обвинения в адрес иудеев, не принявших своего Мессию и предавших Его на позорную смерть.

Святая Плащаница. XV в.

Центральной темой «похвал» и других богослужебных текстов Великой Субботы является сошествие Христа во ад. В «похвалах» говорится об искуплении и спасении человечества сошедшим во ад Христом: выйдя на поиски падшего Адама, но не найдя его на земле, воплотившийся Бог сошел в бездны ада, для того чтобы искупить его (этот образ не может не напомнить евангельские притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме). Как и во многих песнопениях Октоиха, подчеркивается универсальный характер искупления, совершенного Христом не для какой-либо определенной категории людей, но для всего человечества и каждого человека. Говорится и о воскрешении Христом мертвых, которое описывается как «опустошение» ада воскресшим Христом:

Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Похвалы.

 Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши? Смерти же иарство разрушает и, и от ада мертвыя возстав-ляеши.

Иисусе Христе мой, Царю всех, что иша к сушим во аде пришел еси; или род отрешити человеческий?

Ад како стерпит, Спасе, пришествие Твое, а не паче болезнует омрачаемь, блистания света Твоего зарею ослеплен?

Тебе положену во гробе создателю Христе, адская подвизашася основания, и гроби отверзошася человеков.

Из истления возшел еси животе Спасе мой, Тебе умершу, и к мертвым при-шедшу, и сломи вшу адовы вереи.

На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего Владыко, даже до ада снизшел еси ишай.

Якоже пшеничное зерно, зашед в недра земная, многоперстный воздал еси клас, возставив человеки, яже от Адама.

Под землю хотением низшед яко мертв, возводиши от земли к небесным, оттуду падшия Иисусе.

Аше и во гробе погребаешися, аше и во ад идеши; но и гробы истошил еси, и ад обнажил еси Христе.

Послушав Слове, Отиа Твоего, даже до ада лютаго сошел еси, и воскресил еси род человеческий.

Убояся Адам, Богу ходяшу в рай; радуется же, ко аду сошедшу, падый прежде, и ныне воздвизаемь.

Ужасеся ад Спасе, зря Тя Жизнодавиа, богатство онаго упраждняюша, и иже от века мертвыя возставляюша2
Жизнь, как умираешь? Как в гробу обитаешь? Но Ты разрушаешь иарство смерти и воскрешаешь из ада мертвых.

Иисус Христос мой, Царь всего, чего искал Ты, когда пришел к находящимся в аду? Не освободить ли род смертных?

Как вытерпит ад пришествие Твое и не будет страдать, омрачаясь, ослепляемый молнией света Твоего сияния?

Когда Ты, Христос, был положен во гробе, основания ада поколебались и отверзлись гробы людей.

Ты воскрес от тления, Жизнь, Спаситель мой, когда умер, пришел к мертвым и сломал вереи ада.

Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, но, не найдя его на земле, сошел в поисках его даже до ада.

Словно пшеничное зерно, упавшее в недра земли, Ты произрастил обильный урожай, воскресив людей, происшедших от Адама.

Добровольно сойдя под землю, как мертвый, Ты возводишь от земли к небесам ниспавших оттуда, о Иисус.

Хотя Ты и погребаешься в гробу и идешь в ад, но и гробы Ты опустошил, и ад обнажил, о Христос.

Послушавшись, о Слово, Отиа Своего, Ты сошел даже до страшного ада и воскресил род человеческий.

Адам испугался, когда Бог ходил в раю, но обрадовался, когда Он сошел во ад: ибо воскрешен ныне тот, кто некогда пал.

Ад, о Спаситель, вострепетал, видя Тебя, Подателя жизни, опустошающего его сокровишнииы и воскрешающего от века мертвых.

разу же по окончании «похвал» поются воскресные тропари Октоиха, из которых один посвящен сошествию во ад («Ангельский собор удивися»). Прочие тропари посвящены собственно Воскресению Христову: их исполнение на утрени Великой Субботы знаменует постепенный переход от погребального настроения к «пасхальному». По сути, празднование Воскресения Христова начинается не в пасхальную ночь, а в Великую Субботу: на утрени поются воскресные песнопения, а на литургии читается Евангелие, посвященное Воскресению (Мф 28,1-20), и священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые.

Еще одним ключевым текстом утрени Великой Субботы, более древним, чем «похвалы», является канон, авторство которого приписывается трем лицам: ирмосы — Кассии (IX в.), последние четыре песни — Косме Маиумскому (VIII в.), а первые четыре — Марку, епископу Идрунтскому (IX-X вв.)531. В тропарях канона, обращенных к погребенному и воскресшему Сыну Божию, с особой силой выражена мысль о гибели ада благодаря сошествию в него Христа, о прекращении власти ада над людьми:

 Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Канон. Песнь 1.

 Господи Боже мой, исходое пение, и надгробную Тебе песнь воспою, погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему.  Господи Боже мой, исходные песнопения и надгробную песнь воспою Тебе, Своим погребением открывшему для меня входы жизни и смертью умертвившему смерть и ад.

Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Канон. Песнь 6.

Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим: Ты бо положся во гробе Державне, живоначальною дланию, смерти ключи развергл еси, и проповедал еси от века тамо спяшим, избавление неложное быв Спасе, мертвым первенеи236.
 Царствует ад над родом человеческим, но не вечно, ибо Ты, Державный, будучи положен во гробе, живоначальной рукой разомкнул ключи смерти и возвестил спяшим там от века истинное избавление, став первением из мертвых, о Спаситель.

 Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Канон. Песнь 7.

 Уязвися ад, в сердие прием уязвенаго копием в ребра, и воздыхает огнем Божественным иждиваемь, во спасение нас поюших: Избавителю Боже благословен еси.  Ранен был ад, приняв в сердие раненного копьем, и стонет, уничтожаемый Божественным огнем во спасение нас, поюших: «Избавитель Бог, Ты благословен.

Как понимать слова, выделенные курсивом, о том, что царство ада над людьми не является вечным? Можно ли в них усматривать отголосок мнения о конечности адских мучений, выраженного в IV веке святителем Григорием Нисским? Или речь идет о том, что ад не совечен Богу, поскольку появился как нечто «привнесенное», чуждое Богу, а потому подлежащее упразднению? На эти вопросы нет однозначного ответа. Богослужение Великой Субботы приоткрывает завесу тайны, не подлежащей обсуждению: тайна эта будет раскрыта только в том эсхатологическом Царстве, в котором Бог станет всё во всем (1 Кор 15, 28). Сейчас можно говорить лишь о том, что власти ада над родом человеческим положен конец смертью и воскресением Спасителя. Если мучения ада и являются вечными, то только для тех, кто вечно противится воле Божией о спасении всего мира. Но попытка ада навечно отвоевать себе у Бога некое собственное, автономное царство, навесить на его врата замки и засовы, запереться в нем изнутри и запереть в нем людей в качестве пленников — потерпела неудачу. До тех пор, пока остается хотя бы один человек, который отвечает Богу «нет», ад продолжает царствовать над родом человеческим. Царствовать, но не вечноватъ, ибо его власть навсегда поколеблена Христом, Своей смертью подписавшим ему смертный приговор. Царствовать, но не вечноватъ, ибо само бытие его отныне зависит от воли человека, а не от его собственной воли и не от воли диавола.

В конце великосубботней утрени исполняются стихиры, в которых говорится о «субботствовании» Господа во гробе. В стихирах проводится параллель между погребением Спасителя, Своей смертью завершившего «домостроительство спасения» рода человеческого, и тем субботним покоем, которым завершилось сотворение мира:

Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Стихира на хвалитех.

Днесь содержит гроб содержащего дла-нию тварь, покрывает камень покрывша-го добродетелию небеса; спит Живот, и ад трепешет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению, имже совершив все упокоение вечное, даровал еси нам Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение.  Сегодня гроб удерживает Того, Кто рукою держит творение; камень покрывает Того, Кто благоукрасил небеса; Жизнь спит, и ад трепешет, и Адам разрешается от уз. Слава Твоему домостроительству, по которому, окончив все вечное субботствование, Ты даровал нам всесвятое Твое воскресение из мертвых.

 Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Стихира на хвалитех.

 Что зримое видение? Кое настоящее упокоение? Llapb веков, Иже страстию совершив смотрение, во гробе суббот-ствует, новое нам подая субботство...  Что это за зрелише, видимое (нами)? Что это за покой? Llapb веков, страданием (Своим) завершив домостроительство, субботствует во гробе, даруя нам новое субботство.

По окончании стихир поется великое славословие, в конце которого совершается крестный ход с обнесением святой плащаницы вокруг храма. При архиерейском служении впереди крестного хода идет чтец со свечой (светильником), затем иподиаконы с посохом, дикирием и трикирием, рипидами. Далее следуют священнослужители с плащаницей: четверо священников держат плащаницу на четырех шестах, а архиерей идет под плащаницей с Евангелием в руках. За священнослужителями следуют прихожане. Процессия выходит из храма через западные двери и движется вокруг храма в направлении против часовой стрелки. Обойдя храм, процессия заходит в него через западные двери, и плащаница полагается на свое место в середине храма.

Здесь сразу же прочитывается пророчество Иезекииля о поле, наполненном мертвыми костями (Иез 37,1-14), Апостол (1 Кор 5, 6-8; Гал з, 13-14) и Евангелие (Мф 27, 62-66). Чтения перемежаются со стихами псалмов: «Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего»; «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»; «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящим Его». Эти стихи вместе с пророчеством Иезекииля о всеобщем воскресении относятся не столько к погребению Спасителя, сколько к Его воскресению.

Чтение пророчества Иезекииля о костях — смысловая сердцевина великосубботнего богослужения. Это пророчество, как и вся служба Великой Субботы, говорит о смерти и воскресении. Смерть была привнесена в этот мир человеческим грехом, и по вине людей смерть царствует над родом человеческим. Много раз в течение истории человечество уподоблялось полю, полному мертвых костей. В войнах и сражениях, которыми наполнена вся человеческая история, одна сторона побеждала, другая терпела поражение; нередко в одном сражении решались земные судьбы целых народов. Но главным результатом всех вооруженных конфликтов всегда было одно: поле, усеянное мертвыми телами.

Размышляя о человеческих судьбах и о миллионах безвинно погибших в войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях, человек может спросить: «Где же Бог? Куда Он смотрел? Где справедливость Божия? Где Его любовь к людям, если Он столь безжалостно предает смерти тысячи и миллионы людей?» Но люди видят только одну сторону — только то, что случается на земле; они не видят того чуда, которое происходит с каждым человеком после смерти, — чуда воскресения. Сколько бы людей ни умерло, какова бы ни была их смерть, все они воскреснут благодаря смерти и воскресению Господа. Для того Господь и сделался человеком, для того прошел через страдание и смерть, чтобы воскресло все человечество.

Богослужение Великой Субботы свидетельствует о том, что судьба человечества решается не на полях сражений, а в том живо-носном гробе, который стал источником спасения для всего мира. Этот гроб символизирует плащаница Спасителя, помещенная посреди храма. Сразу же по окончании утрени Великой Субботы совершается целование плащаницы: священнослужители, а затем и миряне с благоговением подходят к плащанице, полагают три земных поклона и лобызают ее. Во время целования поется стихира, в которой говорится о Христе как о страннике, не имеющем, где приклонить голову (тема странничества Христа, как мы помним, — один из лейтмотивов рождественской службы):

Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Стихира на целование плащаницы.

Приидите, ублажим Иосифа приснопа-мятнаго, в ноши к Пилату пришелшаго и Живота всех испросившаго. Даждь ми Сего стран наго, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего  страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати, зряши на кресте висяша, рыдаюши вопияше и матерски восклииаше: увы Мне, Чадо Мое! Увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собысться; Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плач преложи. Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, и святому воскресению.  Придите, восхвалим приснопамятного Иосифа, пришедшего ночью к Пилату и испросившего Жизнь всех: «Дай мне Этого Странника, Который не имеет, где приклонить голову; дай мне Этого Странника, Которого злой ученик предал на смерть; дай мне Этого Странника, Чья Мать, видя Его висяшим на кресте, с рыданием взывала и по-матерински восклицала: увы Мне, Чадо Мое, увы Мне, любимый Мой Сын! Ибо сегодня произошло то, что предрек в храме Симеон: Мое сердце прошло оружие (см.: Лк 2, 35). Но в радость воскресения Твоего претвори плач». Поклоняемся Страстям Твоим, Христос, поклоняемся Страстям Твоим, Христос, поклоняемся Страстям Твоим, Христос, и святому воскресению.

Литургия Великой Субботы начинается с вечерни, которая, согласно Уставу, должна совершаться «о часе десятом» (около 16.00), однако в современной практике совершается утром. Вечерня включает в себя пение стихир, посвященных победе Христа над адом; в этих стихирах, как и в памятниках раннехристианской литературы, посвященных теме сошествия Христа во ад (в частности, в «Евангелии Никодима», а также в гимнах Ефрема Сирина и кондаках Романа Сладкопевца), ад персонифицирован:

Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аше бых от Марии Рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою раз-руши, врата медная сокруши; души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси...
 Сегодня ад стенает и вопиет: лучше было бы мне не принимать Родившегося от Марии, ибо, придя ко мне, Он разрушил мою державу, сокрушил медные врата, а души, которыми я прежде владел, Он как Бог воскресил.

Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

 Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях Мертваго яко единаго от умерших; Сего бо держати отнюдь не могу, но погубляю с Ним, имиже цар-ствовах; аз имех мертвецы от века, но Сей всех воздвизает...  Сегодня ад стенает и вопиет: разрушена моя власть, я принял Мертвого, как одного из умерших, но удержать Его никак не могу и теряю вместе с Ним тех, над кем царствовал: я от века содержал мертвецов, но вот Он всех воскрешает.

Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

 Днесь ад стеня вопиет: пожерта моя бысть держава, Пастырь распятся, и Адама воскреси; имиже иарствовах ли-шихся, и яже пожрох возмогий, всех изблевах. Истоши гробы Распныйся, изнемогает смертная держава...  Сегодня ад стенает и вопиет: поглошена моя держава, Пастырь распят и Адама воскресил; тех, над кем царствовал, я лишился и, кого смог поглотить, — всех извергнул. Распятый опустошил гробы, и держава смерти обессилена.

Видение пророка Иезекииля  Фрагмент фрески. Ярославль. XVIII в.Еще раз с новой силой утверждается мысль о том, что ад сделался пуст, истощился, лишился всех своих обитателей после того, как в него сошел Христос. На этой победной ноте заканчивается «пасха распятия» — литургическое воспоминание смерти и погребения Христа. После чтения паремий служба окончательно приобретает характер «пасхи воскресения». Заканчивается путь, которым Триодь постная вела верующего на протяжении десяти недель: от покаяния великопостных служб к воспоминанию Страстей Христовых, смерти и погребения Спасителя и через это воспоминание — к празднованию Воскресения Христова.

По окончании пения стихир совершается малый вход и начинается чтение пятнадцати паремий — ветхозаветных текстов, которые в ранней Церкви воспринимались как прообразы смерти и воскресения Христа. Самые ранние свидетельства о чтении 12 отрывков из Ветхого Завета перед литургией Великой Субботы относятся к V веку. Впоследствии число паремий увеличилось до 15, однако их состав не претерпел существенных изменений. В настоящее время в состав великосубботних ветхозаветных чтений входят:

1)    библейский рассказ о сотворении мира (Быт 1,1-13);

2)    пророчество о славе Иерусалима (Ис бо, 1-16);

3)    рассказ книги Исход об установлении пасхи (Исх 12,1-11);

4)    книга пророка Ионы (прочитывается полностью);

5)    рассказ о праздновании пасхи при Иисусе Навине (Нав 5,10-15);

6)    повествование о переходе евреев через Чермнбе море (Исх 13,20-14,31)> завершающееся припевами «Славно бо прославися»;

7)    пророчество Софонии о призвании язычников в церковь (Соф 3, 8-15);

8)    рассказ о воскрешении юноши пророком Илией (3 Цар 17, 8-23);

9)    пророчество Исаии о новозаветной церкви (Ис 61,10-62, 5);

10) рассказ о принесении Авраамом в жертву Исаака (Быт 22, 1-18);

11) пророчество о Мессии (Ис 61,1-9);

12)    рассказ о воскрешении юноши пророком Елисеем (4 Цар 4, 8-37);

13)    молитва народа израильского (Ис 63, и-64,5);

14)    пророчество о Новом Завете (Иер 31,31-34);

15)    рассказ о спасении трех отроков в печи вавилонской (Дан з, 1-51), завершающийся припевами «Господа пойте и превозносите Его во веки».

В совокупности 15 паремий представляют собой грандиозный компендиум всего Ветхого Завета: перед духовным взором верующих проходят наиболее значимые события дохристианской Священной истории. Сразу же за паремиями следует пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и чтение Апостола (Рим 6, 3-11). По Апостоле, вместо обычного «аллилуйя», многократно поется стих «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» с добавлением других стихов из 81-го псалма. Во время пения «иереи и диакони извлачаются черных одежд и облачаются в белыя».

В современном богослужебном обиходе Православной Церкви переоблачение в светлые одежды при пении 81-го псалма воспринимается как переход от Страстной седмицы к празднованию Воскресения Христова, тем более что сразу же за переоблачением священнослужителей следует евангельское чтение, повествующее о воскресении (Мф 28,1-20). Исторически, однако, белые одежды священнослужителей были связаны не столько с пасхальным торжеством, сколько с крещением оглашенных, происходившим в Великую Субботу. Пока священнослужители были заняты совершением Таинства крещения, прихожане, собравшиеся в храме, слушали ветхозаветные чтения. По окончании чтений новокрещеные в светлых одеждах входили в храм с пением «Елицы во Христа крестистеся», после чего вся община участвовала в Евхаристии.

За чтением Евангелия следует литургия Василия Великого, на которой вместо Херувимской песни поется тропарь:

 Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто-же земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему липы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа.  Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом, и да не помышляет ни о чем земном. Ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит, чтобы принести Себя в жертву и отдать Себя в пишу для верующих. Перед Ним идут лики Ангелов со всяким Началом и Властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывающие лица и воспевающие песнь «аллилуйя».

Этот тропарь с максимальной полнотой и выразительностью передает настроение Великой Субботы как дня, когда весь космос, включая всякую плоть человеческую и мир ангельский, замирает в молчаливом предстоянии Господу, принесшему Себя в жертву и ставшему пищей для верующих. Поклонение Христу, умершему на кресте, перерастает в трепетное ожидание воскресения Христова, и оба настроения — страстное и пасхальное — соединяются в евхаристическом благодарении.

Устав предписывает по окончании великосубботней литургии не покидать храм, но оставаться на местах и слушать чтение Деяний апостольских, по окончании которых начинается пасхальная служба. Однако ввиду того, что в настоящее время великосуббот-няя литургия совершается утром, а не вечером, прихожане расходятся по домам и собираются в храм вновь на ночную службу. По традиции в Великую Субботу после литургии бывает освящение куличей, крашеных яиц и другой снеди для пасхального стола.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет