Творения: СВИДЕТЕЛЬСТВА НОВОГО ЗАВЕТА

Святитель Нектарий Эгинский 2 февраля 2014
2449

В Новом Завете молитва о других является заповедью Господа нашего Иисуса Христа (Мф.5,44; Лк.6,27). Сам Христос дал нам пример такой молитвы, помолившись за распявших Его (Лк.23,34). Также архидиакон Стефан молился за побивавших его камнями (Деян.7,60). И Павел тому же учит в Послании к Римлянам (22,14). И в первом Послании к Коринфянам (4,23-15). То же пишет и Петр в Первом Послании (3,9), и Иаков (5,16). И Иоанн молится о Гаие, чтобы тот здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа его. И, говоря вообще, все Священное Писание пронизано духом молитвы к Богу друг за друга. Тот, кто молится за другого, становится посредником между ним и Богом; таким образом, всякий, молящийся за другого, исполняет дело посредника.

Церковь приняла от апостолов заповедь и пример молиться за весь мир, предстательствовать перед Христом за мир.

В своих молитвах к Богу Церковь просит Господа принять ее прошения и призывает молитвы святых и Богородицы, поскольку она верит в их дерзновение перед Богом и в их неложную и постоянную любовь к воинствующей Церкви Христовой.

Церковь верует (когда она призывает молитвы святых), что святые, которые во время своей жизни молились Богу о мире и благостоянии святых Христовых церквей, не перестают делать то же самое и в небесной торжествующей Церкви Христовой. Они благосклонно выслушивают наши молитвы, когда мы призываем их, молятся Богу и становятся носителями благодати и милости Господней.

О молитве святых ясно говорит Откровение Иоанна (5,8). В Деяниях Апостолов написано, что Церковь молилась о Петре, находившемся в темнице: "Итак, Петра стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем к Богу" (Деян.12,5).

О молитве святых и о том, что святые знают о том, что бывает с нами, смотри: 4Цар.5,26; Деян.5,1-11 и 12,5; Ин.8,56; "О церковной иерархии" 7,3; Анастасия Синаита вопросоответ 6. О молитве святых к Богу пишет Евсевий Памфил Кесарийский ("Евангельское приуготовление", кн. 13, с. 663 по Кельнскому изданию 1688 г.) и Гангрский Собор в своем 20 каноне.

И апостол Павел пишет к Римлянам, что он всегда, непрестанно поминает их в своих молитвах к Богу (Рим. 1, 9). Однако он просит и их молиться Богу за него, чтобы ему спастись от неверующих в Иудее и чтобы служение его для Иерусалима было благоприятно святым (Рим.15,31).

В своем Втором Послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что он избавился от смерти и будет избавлен Христом "при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас". И в Послании к Ефесянам Павел пишет: "Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих" (1,16), - и заповедует следующее: "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне..." (6,18-19). То же самое апостол Павел заповедует во всех своих Посланиях. В Послании к Филиппийцам он пишет: "Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас" (1,3). А в Послании к Колоссянам он сообщает, что всегда молится за них (1,3-4) и повелевает и им молиться за него, говоря: "Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; молитесь также и о нас" (4,2-3).

И к Солунянам он пишет: "Всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры" (1 послание, 1,2-3). Но он заповедует и им молиться за него, говоря: "Братия! Молитесь о нас" (5,25), а во втором своем Послании пишет им: "Итак, молитесь за нас, братия" (3,1).

В Первом же Послании к Тимофею он просит: "Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу" (2,1-2).

А во Втором Послании к Тимофею он пишет: "Непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью" (1,3), - и молится о душе умершего Онисифора, говоря: "Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день". То же он пишет и Филимону (1,4-22), и Евреям (13,18).

Апостол Иаков говорит о "молитве друг за друга: "Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного". И, чтобы показать силу молитвы, говорит: "Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой" (5,16-18).

И Иоанн Богослов заповедует нам молиться о наших согрешающих братьях, говоря: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти" (1 послание, 5,16). Итак, из сказанного ясно является, что: Молитва за других - заповедь нашего Спасителя и Апостолов; Она угодна Богу; Бог принимает наши молитвы за на тих братьев; Он слышит молитвы и дарует жизнь грешникам, то есть, прощает не смертные грехи; Молитва праведного имеет великую силу и действенность.

Итак, мы имеем обязанность молиться за других и призывать молитвы праведников о грешниках, поскольку эти праведники имеют великое дерзновение пред Богом; ведь, как мы выяснили, их молитва благоприятна пред Богом и Бог, выслушав молитвы праведных, прощает не смертные грехи.

Итак, зная все это, позволительно ли сомневаться в том, что святые и праведники (молившиеся за нас в продолжение своей земной жизни, а теперь переселенные Господом в Церковь торжествующую) молятся за нас, принадлежащих к воинствующей Церкви?

Подобное сомнение выражает неверие в тот догмат, что умирающие по-христиански переходят от смерти к жизни, в страну живых, в селения праведных, в Царство Небесное. А если мы верим в этот догмат, мы должны верить и в то, что святые и праведные молятся за нас и подъемлют ноту наших собственных молитв, поскольку все мы - члены одного Тела - Церкви. Итак, святые молятся за нас и становятся носителями даров Божиих для нас.

Несогласные с этим говорят: "Один есть Посредник между Богом и людьми". Но если они так говорят нам, то прежде всего они должны обратить этот упрек к святым Апостолам, если действительно они уверены, что это их воззрение верно, ибо мы - как видели из сказанного - последуем учению Апостолов. Однако мнение несогласных неверно. Ибо их разногласия меняют тему разговора.

Прежде всего, это положение (= Один Посредник между Богом и людьми) не имеет отношения к нашей теме, к предстательству святых перед Богом. Ибо одно дело - посредничество Христа, Искупителя человеческого рода. Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия перед Своим Отцом, а другое дело - предстательство всех святых. Богородицы и ангелов перед Спасом Христом.

Поскольку фраза "Один Посредник между Богом и людьми" провозглашает, что Господь наш Иисус Христос есть Спаситель и Избавитель мира и делает для всех известным, что Один есть Тот, Кто избавил людей от сетей лукавого, и что мы должны веровать в Него и креститься, чтоб были прощены наши грехи, и что без Него нет спасения. Против этого никто не возражает. Мы так веруем и исповедуем. Однако догмат о предстательстве святых перед Спасом Христом выражает именно их веру в Спасителя, Прославившего святых Своих и услышавшего их молитвы. Итак, упомянутое возражение, основанное на неправильном, преувеличенном понимании выражения "Один Посредник между Богом и людьми", с помощью которой они пытаются убедить нас не прибегать к заступлению святых, вне темы, ибо то, на чем они основываются совершенно другой вопрос, с которым никто не спорит. И поскольку он другой, то он ни подтверждает, ни противоречит нашему взгляду на молитву святых. Ибо одно дело - посредничество Сына перед Отцом, а другое - предстательство святых перед прославившим их Христом. Их возражение не достигает цели, так как из посылки "Один Посредник между Богом и людьми" они выводят заключение о том, что нет предстателя ко Христу. Это нелогично. Правильное умозаключение будет такое: "значит, нет никакого другого посредника перед Богом Отцом". Однако выдвигающие данное возражение не следуют этой логической цепочке и впадают в логическую ошибку - софизм и настаивают, что так они учат нас благочестию.

То, что существует лишь Один Посредник перед Отцом - Сын, является несомненной истиной. Однако есть предстатели пред Сыном - все святые, следующие за Ним. Поэтому, хотя мы молимся Сыну, но призываем и Богородицу, и всех святых, которых мы рассматриваем, как предстателей перед Спасителем. Ибо этому мы научились от святых Апостолов. А когда мы молимся Богу Отцу, то поминаем как посредника и предстателя только Сына. И мы никогда не творим молитвы к Богу Отцу в таинствах или священнодействиях, не поминая Сына Божия как единственного Посредника между Богом и людьми.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет