Творения: СВИДЕТЕЛЬСТВА СВЯШЕННОГО ПРЕДАНИЯ

Святитель Нектарий Эгинский 2 февраля 2014
2194

Мы научены Священным Преданием, что с апостольских времен Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь рассматривала всех святых и Богородицу как предстателей перед Спасом Христом, молящихся Ему о воинствующей Церкви, ибо они имеют великое дерзновение к Нему. Помимо этого:

1. Во всех богослужебных книгах, как Восточной Церкви, так и других церквей, говорится о святых как о посредниках за них перед Господом на тлим Иисусом Христом.

2. Согласно преданию. Восточная Церковь вынимает частицы на проскомидии за Пресвятую Богородицу и святых и полагает их на дискосе справа и слева от Святого Хлеба и поминает их по именам. Этому преданию следуют и соблюдают его все, всегда и везде в Церкви.

3. В диптихах поминались и поминаются все святые - с древнейших времен до наших дней.

4. Древнейшие Отцы Церкви считали, что святые предстательствуют за нас пред Богом и всегда прибегали к их предстательству.

Так, свт. Василий Великий в слове на 40 мучеников говорит: "Сколько употребил ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! - И вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву. "Идеже еста два или трие собрани во имя" Господне, "ту" есть "посреде их" (Мф.18,20); а где сорок, там усомнится ли кто в присутствии Божием? К сорока мученикам прибегает утесненный, к ним притекает веселящийся, - один, чтобы найти избавление от трудных обстоятельств, - другой, чтобы охранялось его благополучие. Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему - здравия. Прошения ваши да будут приличны мученикам. Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтобы быть родителями подобных детей; матери да изучают повествуемое о доброй матери... Святой лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей (как думаю, и духовный, и чувственный)! Вас не земля сокрыла, но прияло небо; вам отверзлись врата рая" (Слово 9).

Он также призывает с небес молитвы святых о себе, говоря: "Приемлю и святых Апостолов, пророков и мучеников, и призываю их в своей молитве к Богу, да будет по их предстательству милостив ко мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление согрешений моих" (Послание к Юлиану Отступнику).

А свт. Григорий Богослов в конце своего слова о Василии Великом говорит: "Призри же на меня свыше, божественная и священная глава, и данного мне, для моего вразумления, пакостника плоти (2Кор.12,7) утиши твоими молитвами, или научи меня сносить его терпеливо, и всю жизнь мою направь к полезнейшему! А если преставлюсь, и там прими меня в кровы свои". Также и в своем слове на память мученика Киприана божественный Григорий вспоминает о некой девице, которая в опасности призвала помощь и заступление Богородицы.

Также божественный Златоуст призывает в своей молитве Матерь Господню, говоря: "Не отступают от Бога ни Девора, ни Иаиль. Но и у нас есть Святая Дева и Богородица Мария, молящаяся о нас. И если обычная жена одержала победу, кольми паче Матерь Христова победит врагов истины?".

И в своем слове о свт. Мелетии Антиохийском он говорит: "Будем же молиться... имея самого блаженного Мелетия участником этой молитвы" (т. II, с. 619).

Также и Ориген свидетельствует о заступничестве святых и утверждает сие древнейшее предание Церкви своим древнейшим свидетельством. Ориген говорит: "Итак, души пострадавших за Христа пребывают у Небесного жертвенника и помогают обращающимся за оставлением грехов".

Феодорит же, когда пишет о безвестности гробниц императоров и сравнивает их с мученическими гробами, говорит следующее; "Гробы добропобедных мучеников светлы и прекрасны, поражающие своим величием, многими и разнообразными покровами, и испускают молнии красоты. На них мы совершаем торжества не только раз в год, или два или пять, но многократно, и много раз за день воспеваем там их - и нашего - Владыку. И здравствующие просят того, чтобы оставаться во здравии. А болящие ищут исцеления. Не имеющие чад ищут получить их, а насладившиеся сего дара ищут, чтобы в добром здравии были дарованные им (мучениками) чада. Те, кому предстоит путешествие, призывают святых в спутники и путеводители. В добром здравии вернувшиеся исповедуют благодать, улученную ими. Конечно, к ним не приходят, как к богам, но как к человекам, облагодатствованным Богом, которых просят о заступлении верных. А то, что верные приемлют просимое, ясно свидетельствует то, сколько приношений, являющих исцеление верных, они приносят. Ибо одни приносят изображения своих рук, другие - ног, иные - глаз. Одни золотые, другие - железные. Ибо Владыка приемлет все дары, и малые, и великие, смотря по возможностям приносящего. Из этого ясно видно избавление от недугов, ради которого сии дары и были принесены получившими просимое исцеление. Но из этого является и сила погребенных там, то есть святых мучеников. А сила их являет, что их Бог - истинный Бог" (т. 4, с. 453-454). Феодорит писал это в середине 5-го века, так как его Церковная история охватывает период с 320 по 436 г.

Итак, если таково было почтение верующих к мученикам уже с начала четвертого века - кто, после увиденных нами свидетельств, не будет исповедовать с нами, что верные, с самого начала гонений почитавшие мучеников, чтили их и во втором, и в третьем веках? А также, что, последуя их ревности и их примеру, христиане четвертого века почитали мучеников и строили величественные храмы в их честь? А из того, что исцеленные приносили изображения исцеленных членов, видно и то, что житие святых описывалось на иконах, и иконы помещались в храмах. Ибо приношения привешивались к ним - точно так, как это делается и теперь. Из этого становится ясно, что Церковь точно и неизменно соблюла принятое ею и правильно верит в то, во что верит.

Патриарх Константинопольский Иеремия в своем первом ответе к Тюбингенским богословам в 1576 г., отвечая на 21 и последнюю главу Августовского исповедания, говорит следующее: "Итак, мы говорим вам, что для утверждения веры полезно поминать святых, видя, как они получили помощь и благодать от Бога своей великой верой. Ибо призывание (молитва) в собственном смысле относится только к Богу. А молитва ко святым относится к полученной им от Бога благодати. Ибо не Петр и Павел слышат тех, кто их призывает, но данная им благодать Божия, по слову Господню: "Я с вами до скончания века". А о молитве к Богу пишет божественный Павел к Римлянам: как искать помощи от того, в кого не веруют? А то, что и мы относим молитву к Богу, то мы ясно говорим в тайнодействии: "Сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати: Отче наш, Иже еси на Небесех..." А в другом месте мы говорим: "Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы" = "Господи сил, приди к нам, ибо мы не имеем в наших скорбях иного помощника, кроме Тебя". И еще: "Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем". А всех святых, и особенно Матерь Господа нашего, мы рассматриваем как предстателей и посвящаем Ей, лику ангелов и храмам святых дары, молитвы, священные иконы, которым мы поклоняемся таким образом, что поклонение относится не к дереву, но к святому. Ибо мы знаем, что подобает приносить служение одному Богу, и другого бога, кроме Него, мы не знаем и иному богу не поклоняемся.

...Однако мы считаем всех святых нашими предстателями и заступниками пред Богом. И мы говорим, что молитвенное предстательство ангелов, святых, и особенно Госпожи мира есть не только в настоящем веке, но и в будущем. Но не вообще за всех - и не за того, кто умер во грехе. Ибо таких Бог исключил из Своей милости, потому и сказал о них следующее: "Если восстанут Ной и Иов и Даниил, сынов и дочерей своих не избавят". Но лишь тех, за кого молятся все (святые) и молитвы о ком благоприятны. То есть тех, кто покаялся от грехов прежде смерти, но не успел очиститься от скверны своих грехов. Ведь суда еще не было. Ибо когда настанет суд и каждый пойдет в отведенное ему место наказания, заступления уже не будет. И сие заступление теперь осуществляется и проповедуется в Церкви, и мы обращаемся к святым и к Госпоже нашей Пресвятой Владычице: "Богородице, моли о нас грешных". И к святым ангелам: "Вся небесныя силы святых ангел и архангел, молите о нас". Но и к пророку и Предтече и Крестителю Господню, славным апостолам, мученикам, преподобным, пастырям, пророкам, учителям вселенной, и всем святым. Мы просим их молиться о нас грешных, да приидет на нас, в исповедании и покаянии служащих Богу, милость по благодати Божией и по непобедимой и непрестанной силе крестной, да просветит Он очи душ наших, да не умрем во грехах и да не будем побеждены врагом. Мы молим Бога услышать молитвы всех и избавить нас от сетей лукавого.

Бог христиан есть Бог живых, и святые небезразличны к воинствующей Церкви и молят Бога о ней. И всякому ясно, что этот союз (воинствующей + торжествующей Церкви) согревает сердце, возрождает религиозное чувство и вдохновляет нас подражать сим образцам христианской жизни. Это учение подтверждается тем, что Церковь почитала (и почитает) ангелов, согласно философу и мученику Иустину (см. Thiersch II, 338). Она чтила и праздновала память святых в день их мученичества, совершая на их гробах Божественную Литургию и испрашивая их молитв (см. собрание святоотеческих свидетельств в Dogmegeschichte Munscher'a, с. 85 и 449).

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет