Чудесные исцеления: Святитель Митрофан, первый Воронежский епископ и чудотворец (1623—1703 гг.)

Невярович В.К. 18 марта 2012
6349

Святитель Митрофан, первый Воронежский епископ и чудотворец (1623—1703 гг.)

Употреби труд, храни верность: богат будешь. Воздержно пий, мало яждь: здрав будешь. Твори благо, бегай злаго: спасен будешь.

Из духовного завещания св. Митрофана

 

После многолетней информационной блокады пришло время переоценки ценностей. Как бы заново воссоздаются история и отечественная культура. Предстоит возродить утраченную нравственность, поруганную религиозность, честь и достоинство многострадальной страны. Вновь обретают свой заслуженный статус истинные герои, подвижники святости на Руси, чья роль в духовной жизни народа искусственно замарывалась и искажалась.

В октябре 1989 года Русской Православной Церкви были возвращены мощи святителя и чудотворца Воронежского Митрофана, долгое время до этого находившиеся в Воронежском краеведческом музее. С именем св. Митрофана связано немало славных страниц русской истории. К его многоцелебной раке со святыми и нетленными мощами стекались некогда десятки тысяч людей со всех концов России, чтобы поклониться великому угоднику Божию и просить его о заступничестве и целительстве. Но не случаются, как это уже было сказано и ранее, истинные чудеса просто так, вне заслуг, напротив, им предшествуют праведная жизнь и подвиги, уподобление божественному идеалу (христоподобность), другие особые предпосылки, полностью явные лишь Творцу. Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к чудесным исцелениям, затронем некоторые стороны из жития святителя, постараемся узреть хотя бы отдельные штрихи его духовного портрета, различить особенности личности, по достоинству оценить красоту внутреннего сияния.

Из биографии святителя известно, что родом он из благочестивой праведной семьи, при крещении наречен был Михаилом. До поступления в монашество имел семью и сына Ивана, рано овдовел и в 40 лет решил полностью посвятить свою жизнь Богу. Местом своих монашеских подвигов избрал он Золотниковскую пустынь (неподалеку от г. Суздаля), где пользовался большой любовью у братии, но всего через три года по просьбе иноков Яхромского Космина монастыря, находящегося в 40 верстах от Владимира, был назначен настоятелем того монастыря и посвящен митрополитом Крутицким Павлом в игумены. 10 лет управлял святитель Яхромской обителью, расположенной в московской губернии, а затем 7 лет правил в обители святого Макария Унженского. Эта обитель сделала св. Митрофана лично известным царю Федору Алексеевичу, любившему посещать то место. (Обитель св. Макария Унженского чудотворца расположена на реке Унже в Костромской губернии). В мае, а затем в июле 1682 года угодник Божий участвует в венчании на царство государей Петра и Иоанна Алексеевичей. В том же году был открыт ряд новых епархий, в том числе и Воронежская, во главу которой и был поставлен св. Митрофан. Здесь он безвыездно провел 20 лет и 8 месяцев.

Это было время преобразователя России Петра I, “прорубавшего” тогда “окно в Европу”, период многих реформ и нововведений. Обладая даром прозорливости, свт. Митрофан по достоинству оценил гений Петра и старался по возможности способствовать созидательной деятельности Государя. Петр I уважал и любил свт. Митрофана, но, случалось, и приносил немало ему огорчений. Преклонение перед Западом и отступления от православных традиций вызывали решительное осуждение со стороны Воронежского епископа. Хорошо известен исторический факт, связанный с конфликтом между царем и св. Митрофаном, едва не закончившийся гибелью последнего. Суть этого конфликта заключалась в решительном отказе святителя заходить в царский дворец по приглашению Петра, из-за языческих древнегреческих статуй, которыми царь украсил вход во дворец. На повторное требование явиться перед царем свт. Митрофан отвечал царскому посланнику так: “Доколе Государь не повелит низвергнуть идолов, которых видение соблазн есть для народа, не могу я предстать лицу его”. В третий раз с угрозой смертной казни в случае отказа прибыл царский гонец, и опять решительный отказ, а в ответ на угрозу — смиренные слова: “Мне еже жити — Христос, и еже умерети приобретение”, “Лучше есть мне умрети, нежели молчанием боязливым, ради человекоугодия, изъявить как бы соизволение свое на нечестивое взирание богов языческих, в постановлении и хранении с честию на чесном месте гнусных их кумиров, на соблазн и протыкание простому, в вере младенчествующему народу” (взято из книги “Жизнь иже во святых отца нашего, первого Воронежского епископа и чудотворца. 3-е изд. Воронеж, 1898 г.).

Грозный монарх уступил желанию праведного старца и “повелел суетные изваяния изринути”. По словам жизнеописателей, свт. Митрофан вел истинно благочестивую жизнь, проводя ее в пастырских подвигах и полезных для ближних деяниях. Он любил посещать бедных, узников, заключенных в темницах, лично ухаживать за болящими. Еще при жизни само тело его сделалось благодатным, самые одежды его (мантия) чудотворными. Любимым чтением его были Священное писание и произведения св. Отцов: Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Афанасия Великого. “К сему же, братия и чада моя, Божественное писание”, — указывал святитель, — “любите и в нем поучайтесь: писаний бо прочитание небесам отверзение”. Любимой молитвой его была молитва об умерших. Любимым изображением — изображение человеческой жизни под образом скошенного полевого цветка. Его деятельность Православная Церковь характеризует такими словами: “Отче Богоносне Митрофане, ты разумно правил еси вверенное тебе слово истины...”, а говоря о житии его, называет “чистым”. “Житие же его было чистое: стяжал он терпение, кротость и любовь нелицемерную, воздержание совершенное, умиление божественное, веру совершенную, по истине на земле во плоти пожил он безплотен”. Следует отметить такие стороны поприща святителя, как борьба с пьянством и всякой нравственной скверной. В своем духовном завещании он писал: “Отвергните от себя пьянство, объедение, лишитеся тяжбы и сваров, и хулы на друга своего, и сквернаго мздоимания, клятвы и лжи, скупости, и ненависти и лукавства, блуда и всякия нечистоты бегайте”. Преставился преподобный 23 ноября 1703 года в 6 часов пополудни в возрасте 80 лет. Известно, что сам Государь Петр I, присутствовавший на похоронах, обратился к окружавшим со словами: “Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Вынесем его тело”. И лично участвовал в вынесении гроба, заключив панихиду словами: “Не осталось у меня другого такого старца святого, ему же буди вечная память!”.

Этот краткий агиографический эскиз показался автору уместным в дополнение к тем чудесным исцелениям, к описанию которых мы и переходим.

Особенно много стало их отмечаться в 20-е годы XIX века, что послужило поводом архиепископу Антонию II неоднократно обращаться в св. Синод с приведением подлинно зафиксированных свидетельских показаний с конкретными фактами. В Воронеж стали прибывать тысячи паломников и жаждущих избавиться от недугов со всех концов России. Ниже приводятся лишь некоторые описания из многочисленных зафиксированных чудесных исцелений, отобранных автором. За каждым стоит вполне реальное лицо, нередко среди подписей, удостоверяющих исцеление, можно встретить и свидетельства медиков, что естественно повышает достоверность описанного чуда.

Итак, чудесные исцеления, относимые к духовному лечению с помощью святителя Митрофана:

1. “Восьмилетняя дочь чиновника 6 класса Жукевича Мария, в декабре 1829 года получила нервную болезнь, от которой тщетно прибегал и к пособию врачей, лишилась употребления рук, ног, языка, и не было ни малейшей надежды на выздоровление. Родители ея принесли ко гробу святителя Митрофана, отслужили панихиду и, взяв к себе мантию святителя, возложили на больную, она заснула покойно, вспотела, по утру оказала приметную живость, на 3-й день начала говорить и 19 марта 1830 года сделалась совершенно здоровою”. Описание приведенного состояния, с позиций современной медицины, укладывается в клинику тяжелого нервно-психического (истерического) расстройства. Надо признаться, среди зафиксированных чудесных исцелений на долю подобных приходится немалая часть. В таких случаях нельзя исключать психотерапевтический механизм “исцеляющей веры”. Однако ряд других исцелений объяснить с позиций только лишь психотерапии представляется весьма сложным, если вообще возможным.

2. “Тайный советник Сабуров, в первых числах февраля 1831 года, почувствовал слабость в мочевом пузыре и имел от роду 85 лет, лишен был всякой надежды к выздоровлению, но отправив панихиду по епископу Митрофану у гроба его, в тот же день почувствовал облегчение и стал совершенно здоров”. В данном случае, конечно, не ясно, что подразумевается под “слабость в мочевом пузыре”. Можно только гадать, было ли то воспалительное заболевание самого пузыря (цистит), или, может, расстройство было связано с почечной болезнью, аденомой предстательной железы или другой патологией. Тем не менее, быстрое выздоровление от серьезного недуга в таком преклонном возрасте само по себе заслуживает внимания, тем более происшедшее практически мгновенно после панихиды у гроба святителя Митрофана.

3. “Крестьянская женщина Тамбовской губернии и уезда сельца Дашкова майора Герасимова была одержима скорбутическою и золотушною болезнию на руках в виде гниющих лишаев и, не владея более года руками, в июне 1830 г. ходила ко гробу епископа Митрофана и возвратилась в дом свой столь здоровою, что и знаков болезни не осталось”. Такое быстрое исчезновение кожного заболевания выходит за рамки простого случайного совпадения, хотя, безусловно, известна роль нервной системы и психики в возникновении и развитии дерматологических болезней.

4. “Липецкий помещик, майор Иван Ладыгин с декабря 1829 г. был столь болен, что с трудом могли другие переворачивать его на постели, слыша об исцелении других у гроба еп. Митрофана, он также возложил на себя обет быть там, это случилось в апреле, и с того времени весьма приметно стал выздоравливать. 10 июля, приехав в Воронеж, с помощью колясочки он привезен был к вратам церковной ограды, а оттуда на костылях и с помощью других введен был в церковь; здесь, простояв на костылях все время служения молебна и панихиды, приложась к образу Божией Матери и поклонясь угоднику, вышел, опираясь только на трость, и с того времени никакого труда не имел в хождении, и притом получил опять слух и зрение, столь исправные, как будто никогда глух не был, а зрение столь совершенное, что принялся за любимое свое упражнение рисовать”. Конечно, и ряд опытных психотерапевтов, за время своей многолетней практики может, при желании, составить целый музей из костылей, палочек и других письменных и фотореквизитов, свидетельствующих о прошлых тяжких недугах, побежденных с помощью лечебного слова. Однако следует признать, что истинное исцеление, даруемое святыми, хотя и имеет на первый взгляд схожий психотерапевтический механизм, но по духовной высоте много превосходят другие виды лечения и имеют более глубинный характер воздействия, касающийся религиозных, нравственных сторон. Ведь, исцеляясь от святынь или по молитве к святому, люди обычно меняют по выздоровлении весь образ своей жизни, укрепляются в истинной вере, следуют заповедям Христовым.

5. Купеческая дочь Варвара Титова, 11 лет от роду, с августа 1828 года 1 год и 8 месяцев страдала лихорадкой, и врачи не могли оказать ей ни малейшего пособия. Мать ее в феврале 1830 года отправила у гроба еп. Митрофана Божией Матери молебен, а по нем панихиду, и на больную наложена была мантия, а вскоре после того наступило полное выздоровление. Сегодня мы не можем точно установить, что подразумевалось под лихорадкой, столь длительно протекающей. Быть может, это было лишь проявление нервного, опять-таки истерического состояния, по крайней мере, вероятность инфекционного характера болезни маловероятна.

Во всех приведенных выше случаях чудесных исцелений выздоровление наступало после искреннего обращения болящих или их родителей и близких с верой к святителю, после чего производился определенный религиозный обряд (молебен), больные подводились к гробу святителя или накрывались дома его мантией, и чудо совершалось.

Св. Синод, исследовав многочисленные факты чудесных исцелений, повелел открыть мощи свт. Митрофана для всеобщего поклонения, что и исполнилось 7 августа 1832 года, при скоплении множества народа. “С сего времени мощи святителя, аки спасительный источник, многоразличные источают исцеления, врачуют всякую болезнь и всякую язю в людях”, — написано в одной из старых книг, посвященных еп. Митрофану. После открытия св. мощей чудеса исцелений не прекращались, о многих из них публиковалось в печати того времени. Вот ряд сообщений, изложенных в сокращенном виде:

1. Слепая Мария Андреевская, четырех лет, из села Красный Лог, Воронежского уезда прозрела в декабре 1886 года.

2. Получили исцеление: в мае 1886 года крестьянин села Ямина Воронежского уезда Василий Растроилов и дочь его Наталия, страдавшая сухоткою, у которой рос на спине горб.

3. Причетник Рязанской епархии, села Срезнева, Иван Мрежин был три года нем, приложившись к мощам свт. Митрофана, он стал говорить свободно.

Остановимся еще на уникальных впечатляющих примерах, описанных подробнее, согласно свидетельствам тех лет:

1. Сын крестьянина Старого Животиннаго Воронежского уезда, Трофима Васильева Хрущева младенец Петр страдал сухоткою: он был так сух, что все суставы были видны; голова его была необыкновенно большая, на спине — раздвоенный горб. Он не мог ни сидеть, ни лежать, ни стоять, и все кричал от сильной боли. В июле 1890 года больного привезли к угоднику Божию. Когда отслужили молебен с прочтением молитв о болящем и помазали елеем, — больному стало лучше: он перестал кричать, стал покойнее. Потом еще раз привезли его к угоднику, и, когда отслужили молебен и помазали больного, он стал совершенно здоров: горб уничтожился, голова стала обыкновенная, ребенок стал полнеть.

2. Девица Мария, Тамбовская мещанка, живущая со своими родителями в г. Царицыне, страдала поражением спинного мозга. Местный лучший врач признал болезнь неизлечимой. Болящая пожелала отправиться к святому Митрофану. Еще на дороге она почувствовала облегчение. Воронежский доктор Пожерский признал, что болезнь может еще продлиться лет десять. Родители прибегли к духовному врачеванию, пригласили иеромонаха отслужить у себя молебен с водосвятием, причем привезена была и мантия св. Митрофана. По возложении мантии и помазании св. маслом больная, долгое время лежащая только на спине, встала с постели и скоро выздоровела.

Приведенные выше, а также множество других случаев чудесных исцелений были занесены в специальную монастырскую книгу, где хранились и подлинные заявления, надлежащим образом засвидетельствованные.

У многих может возникнуть вполне естественный вопрос: “А что же XX век?”. Ведь ныне рака со святыми мощами вновь покоится в Воронежском Покровском кафедральном соборе. Почему ничего не слышно теперь о чудесах у святых мощей? Может быть, иссякла их сила? Ответ на этот вопрос дать нелегко. У автора есть информация от священнослужителя данного собора, что чудесные исцеления у раки святителя Митрофана по сей день происходят, но в отличие от ранее заведенного порядка просто не фиксируются. Кроме того, нам недоступен промысел Всевышнего в отношении интенсивности и количества производимых чудесных исцелений (когда, сколько и в какое время). Также надо определенно отметить прямую связь совершаемых исцелений с истинной горячей верой людей. Вместе со всеобщим угасанием веры постепенно стали прекращаться и чудесные исцеления.

Святитель Митрофан прилежно молился за всех, а также просил о том и весь православный народ: “Слезно прошу у всея Божия Церкве и священного собора и у всего православного народа молитв святых, да помолятся о душе моей...”.

Помолимся же и мы недостойные и грешные, оскудевшие верой и уставшие от суетной жизни, раздоров, печали, гнева, болезней, семейных неурядиц и беспримерной гордыни:

“Угодниче Божий, святителю отче Митрофане! Призри с высоты святые на нас, смиренных, грешных и недостойных братии твоих и чад...”.




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет