Церковь Христова. Рассказы из истории христианской Церкви: Святые мученики

Георгий Орлов 29 ноября 2011
3051


Будете ненавидимы от всех имени моего ради (Луки 21, 17).

Приидет час, да всяк, уже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (Иоан. 16, 2).

 

Недолго Церковь Христова ожидала наступления сего страшного часа. Вскоре, по вознесении Гос-пода на небо, она увидела себя отвсюду стесненною и окруженною врагами, которые не умедлили направить против нее всевозможные удары бедствий. Начались гонения жестокие, трехвековые гонения, пламенем коих пожаты были целые сонмы верующих; однако, Церковь Христова непоколебимо устояла среди всех искушений. Напрасно, свирепеющее язычество устремляло против нее и огнь, и меч, и все сокрушительные силы свои... На свежих могилах убиенных за слово Божие братий своих христианский пресвитер Тертуллиан, вслух всего языческого мира, говорил: "Вы подвергаете христиан распятию и жесточайшим терзаниям, раздираете плоть их железными гребнями; нас посекают мечом, предают зверям на растерзание, сожигают на кострах, осуждают в мрачные рудники, изгоняют в ссылку... Но чем более пожинаете нас, тем более нас становится. Кровь братий наших есть семя христианства". История сохранила нам для нашего назидания доблестные подвиги многих мучеников, – сохранила и те ужасные обстоятельства, среди которых они предавали Богу дух свой, и которые сопровождали всякое гонение, воздвигаемое на христиан.

Оно начиналось обыкновенно изданием указа, который запрещал собрание христиан и осуждал на разные наказания тех, которые отказывались воскурить фимиам пред идолами или принести им жертву. Впрочем, жестокость гонителей нередко простиралась гораздо далее; так, в гонение Диоклетиана предписано было не только всеми мерами принуждать христиан к идолопоклонству, но также разрушать христианские храмы, сожигать книги и св. вещи. Тяжесть всякого гонения прежде всего падала на предстоятелей Церкви и их сослужителей, пресвитеров и диаконов. Несмотря на то, редкие из них, и то не иначе, как по убеждению братий, скрывались от паств своих; большая часть предпочитала оставаться на местах своих до последней возможности, дабы словом и примером поддерживать мужество и терпение пасомых. Сим последним позволялось удаляться в безопасные места, в которых пламень гонения менее свирепствовал. Церковь никогда не одобряла тех, которые, без видимой необходимости, раздражали гонителей и сами вызывались на мучения. Главное правило ее было: не искушать Бога и терпеливо ожидать, угодно ли будет Ему подвигами мученичества прославить святое имя Свое.

Когда христиане были открываемы в своих домах или убежищах и безбоязненно исповедывали себя принадлежащими к стаду Христову, тогда их отводили в судилище для допроса, который, по римскому обычаю, производился публично. Часто поразительное зрелище открывалось при этих допросах. Целые толпы христиан, разного пола, возраста и состояния и по большей части в цепях, безропотно окружали судию, взаимно утешая и укрепляя одни других, и их многочисленность, их твердость и вместе кротость нередко возбуждали сострадание даже в сердце языческого судии их. "Зачем вы так упорно ищете своей погибели? – спрашивал один проконсул азийский христиан, во множестве представленных к нему на суд. – Если желаете умирать, то у вас есть скалы и стремнины". Но еще чаще на сих судилищах поразительно оправдывались слова И. Христа: "Аз дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати вси противляющиися вам. Не вы бо будете глаголющии, но Дух Святый" (Лук. XXI, 15; Марк. XIII, 11). Не только мужи, но слабые жены и даже дети мудрыми ответами, твердостию духа посрамляли суемудрие и суеверие эллинов. Иногда язычник, не знавший и Христа, смотря на спокойствие и величие духа, с какими христиане бестрепетно ответствовали на судилищах гонителям своим, вдруг, по небесному осенению, объявлял себя христианином и пребывал верным И. Христу даже до смерти. Если представленные на судилище христиане оставались тверды в своем исповедании и отказывались воскурить фимиам пред идолами, поклясться богами или именем императора, или же хулить имя И. Христа (чего язычники от них требовали), то сначала употребляли против них убеждения, или же старались прельстить обещаниями почестей, богатства и т. д.; при дальнейшем сопротивлении присовокупляли к этому угрозы, старались видом мучительных орудий поколебать твердость исповедников, но когда все оставалось тщетным, их подвергали наказаниям.

Обыкновенное наказание состояло в бичевании, которое производили розгами или же бичами с металлическими острыми костями, которые назывались скорпионами, иногда – бичами из медной проволоки, к концам которых приклеплялись свинцовые шарики. Под этими ударами многие свв. мученики испускали дух; других вешали за руки и ноги, или же за волосы, привязывая к ногам разные тяжести; иных опаляли медленным огнем, раздирая в то же время плоть их железными гребнями до того, что открывались внутренности их, и дым задушал свв. мучеников. Известна геройская твердость св. Лаврентия, который, лежа на раскаленной решетке, спокойно сказал мучителю своему: "Испеклось, оборачивай". Чтобы умножить мучения, на свежие раны посыпали соль, лили уксус, и, если они начинали сколько-нибудь закрываться, вновь растравляли. В продолжение мучения беспрерывно вопрошали исповедников, отрекаются ли они от Христа, и каждое слово их, а равно и вопросы мучителей скорописцы записывали. Эти-то подлинные акты мучений, хранившиеся при судилищах, послужили впоследствии времени Памфилу и особенно другу его, любознательному Евсевию, материалом для истории первенствующей Церкви. В свое время христиане покупали их дорогою ценою у язычников, переписывали и читали в свв. собраниях своих для утешения и назидания.

Тех, которые оставались в живых после первых мучений и бестрепетно продолжали исповедывать имя Христово, отсылали в темницу, дабы новыми тягчайшими мучениями принудить их к отречению от Христа. Темницы эти составляли те же мучения: христиан заключали в мрачные и удушливые подземелья, обременяли ноги, руки и шеи их тяжкими колодками или цепями, иногда усыпали пол черепьями или битым стеклом и на нем распростирали изъязвленных свв. исповедников, так что руки и ноги их были закованы порознь. При жестокости гонений и многочисленности заключенных христиан, темницы часто обращались для свв. исповедников в богослужебные места. Там они пели псалмы, читали молитвы, а иногда, за недостатком престола, грудь какого-нибудь исповедника, окованного и распростертого, служила алтарем для принесения бескровной жертвы. Но, вообще, христианам не дозволяли иметь никакого сообщения с другими, даже с стражами их, потому что, смотря на кротость и терпение христиан и вслушиваясь в пения и молитвы их, стражи и воины нередко обращались ко Христу. Однако, эта предосторожность не мешала заключенным христианам иметь сообщения с братиями своими. Воодушевленные благодатию на подвиги служения ближним, диаконы проникали в них с вспомоществованиями для братий, чаще всего с св. дарами и утешительными посланиями от родных и знаемых или от пресвитеров и предстоятелей церквей. Так, св. Леонид утешен был в заключении письмом юного сына своего Оригена, который воодушевлял его на подвиги мученичества. Впрочем, по рассчитанному коварству, язычники иногда нарочно пускали к заключенным таких лиц, которые, по их мнению, должны были поколебать твердость свв. исповедников, как-то: супруг, детей, отца, мать и других ближних, но почти не было примера, чтобы и это трогательное зрелище производило отступников.

Когда все меры угроз и прельщения оставались недействительными, свв. исповедников осуждали на казнь, которая, по большей части, производилась вне города. Эти казни были неодинаковы, но столь разнообразны и жестоки, что казались скорее изобретением ада, нежели подобных же людей. Многие умирали на крестах, пронзенные стрелами, других посекали мечом, низвергали с стремнин, бросали в моря, реки, в кипящую смолу, побивали камнями, изъязвленных влачили по стогнам, сожигали на кострах, предавали зверям на растерзание, зашивали в кожи звериные, и, осмолив, зажигали... О, поистине, это было то скорбное время, о котором предрек Спаситель: "Приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу?"

Несмотря на ярость мучителей и жестокость мучений, христиане не страшились тайно и явно сопровождать к месту казни братий своих. Там принимали они от них последние завещания, укрепляли их в подвигах мученичества, собирали полотенцами кровь их и особенно св. останки их, пощаженные пламенем или зубами зверей. Они ничего не щадили, чтобы достать от мучителей эти священные останки, которые потом с честью погребали в местах собраний своих, на гробах их поставляли алтарь и ежегодно совершали память брата, положившего душу свою за веру Христову, для того, как говорили христиане, чтобы чрез это засвидетельствовать общение наше с доблестным подвижником. И, действительно, иногда, во время этих служений, св. мученик оставлял горний мир и являлся земной братии своей для воодушевления и подкрепления веры их. Так, писатель мученичества св. Игнатия Богоносца говорит: "Совершив молитвенное служение Господу, мы уснули, и некоторые из нас видели блаженного Игнатия, который как будто нисходил и обнимал всех нас, другие видели его молившегося вместе с нами и проч." Что касается самих свв. исповедников, то, на месте казни, они отверзали уста свои только для восхваления имени Божия, испрошения Его помощи в предстоявших муках, для назидания братии, для молитвы об обращении язычников и прощении им жестокости их. Они никогда не забывали высокого Образца своего, Который молился за распинателей Своих.

Таковы были доблесть и терпение свв. мучеников, которых Церковь давно и достойно назвала лучшим украшением своим – багряницею и виссом своим. Среди жесточайших мучений, они пребывали верными И. Христу даже до смерти и в себе самих оставили нам прекрасные образцы того, с каким мужеством и терпением должно бороться с врагами нашего спасения, какие бы они ни были, внешние ли враги креста Христова, или внутренние – страсти и похоти. "Темже и мы толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг".



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет