Старец Паисий Святогорец. Семейная жизнь: Учёба молодых и вступление на избранный ими путь

старец Паисий Святогорец 28 мая 2012
3589

 — Геронда, многие юноши и девушки, не решив, какой жизненный путь они изберут, не могут как следует заниматься учёбой. Этот вопрос их постоянно тревожит, и они не могут сосредоточиться на учёбе.

 — Когда молодой человек имеет подобные проблемы, я говорю ему так: "Видел ли ты когда-нибудь большие современные холодильные камеры? Ну так вот: положи в такой холодильник свои проблемы, и пусть они полежат там, пока ты не закончишь учёбу. Я не говорю, чтобы ты совсем не думал о том, что тебя беспокоит. Нет — убери всё это в холодильник до тех пор, пока не получишь образования. Если сейчас ты будешь невнимателен к своему образованию, к своей учёбе, то твои друзья, отучившись, найдя свое место в жизни и успокоившись, будут потом молиться по чёткам, чтобы нашёл свое место в жизни и ты". Юные должны быть очень внимательными, потому что такое беспокойство — уловка врага, с помощью которой он их смущает и рассеивает внимание.

 — Геронда, а я посоветовала одной девушке: "Если ты думаешь выходить замуж, то учиться тебе ни к чему".

 — Но пока она не выйдет замуж, чем ей прикажешь заниматься? Карамельками торговать? Пусть она лучше закончит высшее учебное заведение или же приобретёт какую-то специальность, потому что, если в её жизни произойдет что-то непредвиденное, приобретённые знания или профессия ей могут пригодиться. Одна девушка как-то сказала мне: "Я задумываюсь о монашестве, но постоянно меняю своё мнение". — "А в каком ты классе учишься?" — спросил я. "Во втором классе лицея[1], — ответила она, — но дальше учиться не хочу". — "Не хочешь учиться? — сказал я. — Тогда я скажу твоему отцу, чтобы он купил тебе коз, пастушью собаку и дудочку. Собака будет охранять стадо, а ты — играть на дудочке и его пасти. Ну как, нравится? Вот что: давай-ка постарайся получить высшее образование или приобрести какую-то практическую специальность". — "Тогда, Геронда, — ответила она, — давайте, пока я не решу, уходить мне в монастырь или выходить замуж, я поживу в монастыре как кандидатка в послушницы, для того чтобы научиться искусству смиренномудрия". — "Ну уж этому-то искусству, — ответил я, — ты можешь выучиться у себя дома — если с радостью будешь принимать то, что говорят тебе твои родные. Так что давай-ка так: сперва ты закончишь школу, потом сдашь экзамены в университет, а когда закончишь его, поглядим, что тебе делать дальше". — "Разве пять лет, Геронда, — ответила она, — это не слишком много?" — "Много, — говорю, — но что остаётся делать, раз ты ещё не пришла к окончательному решению?" — "Я сама виновата в этом из-за своего непостоянства?" — спросила она. "Нет, — говорю, — но твои [духовные] весы пока не наклоняются ни в ту, ни в другую сторону".

В подобных случаях мы должны подсказать юным, чтобы они были внимательными и не теряли времени бесцельно. Во время учёбы они должны жить, насколько это возможно, более духовно, постараться побыстрее получить диплом (который необходим), а потом Бог всё устроит. Во время учёбы им нужно найти хорошего духовника, чтобы он помогал им избегать как поверхностной восторженности от монашеской или от семейной жизни, так и не впадать в отчаяние. Пусть они потерпят, пока не закончат учёбу.

Закончив её, став уже зрелыми людьми, они будут иметь предпосылки для той или другой жизни. Вот тогда пусть и примут решение о выборе жизненного пути и сделают во славу Божию то, что посчитают лучшим. Мир дошёл сегодня до такого состояния, что, чем более зрелыми они будут принимать решение о выборе жизненного пути, тем лучше. Знаете, какие случаются неприятные истории? Человеку нужно быть очень внимательным и не принимать незрелых решений — особенно если он подвержен восторженности, легко увлекается чем-то.

 — Геронда, некоторые юные не имеют охоты учить уроки, потому что предпочитают духовное чтение и молитвы.

 — Нет, запускать уроки не нужно. Чтобы поддерживать духовный тонус, пусть они одновременно с учебниками прочитают отрывок из какой-нибудь святоотеческой книги, немножко помолятся, сделают несколько поклонов. А когда им приходится учить и читать много, они могут устраивать себе перемены и творить в это время Иисусову молитву или же петь что-то церковное. Ведь если во время учёбы они хотят заняться [более высоким] духовным деланием — которым они могли бы заняться впоследствии, — то с мыслями об уроках и учёбе они и это духовное делание не смогут совершить как следует и успевать в учёбе будут не способны. В конце концов они ничего не добьются. А вот читая и занимаясь уроками, они быстро получат диплом и после этого будут делать то, что им хочется. Я, находясь в больнице[2], на несколько дней оставил и чётки, и поклоны, и посты: ел то, что давали. "Сейчас, — говорил я себе, — мне нужно немножко помочь врачам, чтобы и они помогли мне выздороветь. А потом я буду делать то, что хочу".

Некоторые ребята приходят ко мне и жалуются, что их родители стоят у них над душой, принуждая готовить уроки. Если я тоже встану у этих ребят над душой, то пользы им не принесу. Чтобы они поняли, что им не следует запускать учёбу, я привожу им в пример их сверстников, которые не радели об учёбе и потом всё у них пошло наперекосяк, а также тех ребят, которые относились к учёбе с прилежанием и поэтому преуспели. Помню такой случай: в одном городе по соседству росли два мальчика. Один, очень сообразительный, быстро справлялся с уроками, в младших и средних классах он получал пятёрки с плюсом. Другой был не столь умён, и, чтобы не отставать от первого, ему требовалось большое усердие. Перейдя в старшие классы, отличник отучился только один год, спутался с дурной компанией, забросил школу и в конце концов был вынужден устроиться уборщиком на какое-то предприятие. Он был уже женатым, имел двоих детей и с трудом сводил концы с концами. А его сосед закончил юридический факультет, потом ещё учился в Европе и получил диплом предпринимателя. Однажды на предприятии, где работал уборщиком бывший отличник, ждали нового управляющего. Все говорили, что он прекрасно образован. Когда новый управляющий приехал, уборщик сразу же узнал в нём своего бывшего одноклассника. Бывшим отличником так сильно овладело отчаяние, что он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Кто-то посоветовал ему приехать на Святую Гору и встретиться со мной. Когда он рассказывал мне о своей жизни, у него вырвалось: "Ты только погляди, эта бестолочь стал моим управляющим!" Ух, ну трёпку я ему задал! "Ах, ты, — говорю — такой-сякой! Да ведь ты же мог подняться выше, чем он! И сам бы жил хорошо, и дети твои не нуждались бы, и добрые дела ты бы делал! Тебе мало, что из-за тебя мучается твоя семья? Сейчас ты хочешь ещё наложить на себя руки, чтобы её окончательно добить и чтобы твои дети остались сиротами? Тебя-то мне не жалко, потому что ты расплачиваешься сейчас за собственную дурость, но мне жалко твоих детей. Тебе это понятно? Давай-ка запасайся терпением, и, я думаю, с помощью Божией новый управляющий тоже отнесётся к тебе хорошо. Он может перевести тебя на другую должность, получше прежней. А если случится так, что на этом предприятии тебе придётся не по душе, найди другую работу, не доводи до того, чтобы твои дети остались под открытым небом". После этого он как-то образумился.

Вот и получается, что если во время учёбы ребята будут как следует заниматься, то, хотя они и устанут немного, у них не будет задолженностей, они быстро получат диплом, и впоследствии им не о чем будет печалиться. Я вижу, что ребята, которые во время учёбы имели задолженности по разным предметам, заканчивая университет и получая назначение на место, тоже продолжают ходить в должниках — то у одного, то у другого — и имеют множество проблем.

 — Геронда, а, если юноша, учась в высшем учебном заведении, знакомится с девушкой и из этого знакомства может получиться семья, есть ли смысл жениться, не закончив учёбу?

 — Я думаю, что, каким бы хорошим, добрым не было это знакомство, оно станет мешать учёбе. Если студент женится, то такой брак будет мучать и его жену, и его детей — хотя бы его избранница и оказалась самой лучшей спутницей жизни. Такому молодому человеку лучше сконцентрировать душевные и телесные силы на том, чтобы получить образование и, не надрываясь, окончить университет. А потом пусть устраивает и личную жизнь. Ведь если его силы будут рассеянны, то он будет постоянно пребывать в состоянии душевного и телесного надлома.



[1] Соответствует одиннадцатому классу русской средней школы. — Прим. перев.

[2] В 1966 году Старец лежал в больнице, где ему была сделана операция на легких, поскольку он страдал от бронхоэктаза.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет