Чудесные исцеления: Великий огненный Дух

Невярович В.К. 18 марта 2012
2390

Великий огненный Дух

Я молился за вас, да сподобитесь и Вы получить того великого огненного Духа которого получил я.

Се. Антоний Великий

 

Анализируя множество чудесных исцелений, следует признать правомерность широкого спектра целительных факторов, таких как вера в целителя и исцеление (внутренняя готовность исцелиться), внушение, самовнушение. Очень важное значение имеет сама личность врачевателя. На одном из международных медицинских симпозиумов очень серьезно дискутировалась тема, что важнее: сам врач или назначаемое им лечение? В статье М. Меньшикова “Психология святости”, вышедшей в газете “Новое время” в 1903 году, есть такие слова: “Кто знает, какое потрясение, какой внутренний переворот совершается в больном уже при одной надежде на исцеление? Надежда предполагает вспыхнувшую веру, предполагает любовь к святому. Этот мгновенный порыв к совершенству не освежает ли прежде всего больную душу? Не поднимает ли он шлюзы для тех всегда присутствующих целительных сил, которые Бог заложил в своей жизни? Какова бы ни была тайна этой восстанавливающей силы, она драгоценна для человечества, около нее оживляется корень духа”. В той же статье есть и такие строки: “Дар исцеления принадлежит всему, что внушает веру, что развязывает связанную болезнью энергию жизни”. И все же, повествуя об истинных чудесных исцелениях, следует признать, что основной, если так можно выразиться, лечебный фактор — есть божественная благодать, передаваемая через целителя больному. Эта Высшая энергия Любви, Добра и Света идет посредством действия самого Духа Святого, согласно божественному промыслу и Его воле. Сами святые отказывали себе в причастности к врачеванию, и это не было лишь словами, ибо человек своей волей не в состоянии сотворить никакого чуда исцеления, тем более воскресить из мертвых.

Этот особый свет, исходящий от подвижников святости, необъяснимая благодать, преображающая даже души грешников, — все это не что иное как проявление той же Великой Духовной Божественной Силы.

Отец Павел Флоренский в своей книге “Столп и утверждение истины”, касаясь беседы П.А. Мотовилова с преп. Серафимом Саровским, писал: “Но самая действительность света свидетельствуется бесчисленным рядом житий и сказаний о святых, так что нужно быть без ума, чтобы решиться отвергать достоверность этих явлений благодатного света. Они подтверждаются еще и тем, что венчик на иконах — будь то нимб или ореол, или слава в их различных и многообразных видах, — представляющий именно этот истекающий из духоносцев свет благодатный, что венчик не мог бы ни возникнуть, ни держаться в иконописи и других изобразительных искусствах, если бы был — как это нередко полагают — просто условностью, условным атрибутом святости”.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (†1360) с решительностью выступал против учений Варлаама Калабрийца и Акиндина, принижавших природу Божественной благодати. Св. Палама отстаивал, что божественный (Фаворский) свет, явленный Спасителем пред своими избранными учениками, — суть несотворенный, а истинно Божественный. Неизреченный свет есть реальность, а не чувственное лишь воображение. Этим светом преображалось и лицо Моисея (Исх. 34), видим в сиянии славы был и Илия, вознесенный на небо (IV Цар. 3), восходили к “Солнцу Правды Христа” и святые, ибо “у Бога и Святых Его — общая и единая слава и царство и оный свет” (Св. Григорий Палама). Этим неземным актом преображения Своего на горе Фавор, когда “просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф. 17, 2) — Господь как бы обратился ко всем со словами: “Если кто желает примкнуть к сей славе, пусть насколько возможно, подражает Мне и шествует тем путем, которым Я шел на земле и представил в пример как образ жизни” (Се. Григорий Палама, Омилия 35).

Лица многих подвижников святости озарялись сиянием, изумлявшим окружающих (Св. Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Авва Памво и другие). Можно ли сомневаться в реальности всего этого?!

Весьма непростым является вопрос о возможности восприятия Божественной благодати среди иноверных религиозных учений. С одной стороны, их последователи тоже верят в Бога, как высшее начало. Но не может быть много истин, как и солнц на небе; отрицая Христа и Духа Святого, иноверцы отвращаются от Божественного света, не видят его. Вместо этого является нередко им другой свет, но природа его совершенно иная. Вместе с тем, существенные предостережения относительно ложного света высказывались и святыми отцами. “Когда, делая свое дело (то есть во время молитвы), увидишь свет или огонь вне или внутри, или лик какой, не принимай того, чтобы не потерпеть вреда” (преп. Григорий Синаит, XIV век).

Христианские подвижники святости путем аскетических подвигов, полного отсечения собственной воли, истинного смирения и бесстрастия достигали состояния некоего “чистого проводника”, через который и струится Великий целительный свет на болящих и страждущих. В случаях загрязнения “проводника” (целителя): гордыней, лукавством, стремлением к выгоде или другими греховными мыслями, словами, побуждениями, истечение из божественного источника прекращается, он словно перекрывается незримой заслонкой. “Господь силен, для Него нет ничего невозможного, — написала в одном из своих духовных очерков Анна Ильинская, наша современница. — Когда Он осеняет человека Своей благодатью, прозревают слепые, очищаются прокаженные. Раз мы осознали свою нищету, значит, Господь коснулся нас. Отныне от нас самих зависит, чтобы Он не удалялся, но подходил все ближе”. Как же далеки от православных истинных целителей те, кто сегодня претендует на право называться чудотворцем в вопросах духовного врачевания, как заблуждаются они, считая, что наделены от Бога особыми целительными дарами. В какие тягостные состояния часто ввергаются их собственные души. Сколь далеки они в невежестве своем от божественной Истины!

И в заключении главы несколько слов о святости как светоносном духовном источнике для народа. Не раз в годины тяжких испытаний спасали святые Россию, не раз помогали не только молитвами и духовной поддержкой, но и личным примером служения Отечеству. К сожалению, движение за святость и ее идеалы еще не нашло должной поддержки и понимания в среде мирян, кому так сложно осознать саму вероятность добровольного отказа от каких-либо удовольствий ради приобретения духовных сокровищ. Но ведь многое, столь любимое людьми, “мерзко пред Богом”, и “сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” (Мф. 10,39). А ведь именно в наши дни так нужны нам не ложные автобиографии “всенародных героев”, а животворящие источники, утоляющие духовную жажду, дающие пример подвига, самоотречения и любви, освещающие мрак души неизреченным сиянием.

Святыми озарялась Россия на протяжении многих веков, к святости поворачивает свой лик вновь. Да возродится честь и слава земли Русской!




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет