Православие. Том 2: Великопостное богослужение. Молитва Еврема Сирина.

Митрополит Иларион (Алфеев) 4 марта 2013
2260

Великий пост для православных верующих является временем покаяния и сугубой молитвы. Богослужение, совершаемое в дни поста, отличается от обычного некоторыми существенными особенностями. Прежде всего, исключаются тексты, носящие торжественный, праздничный характер. Облачения используются темного цвета. Совершаются многочисленные земные поклоны. Псалтирь, согласно Уставу, прочитывается в течение недели дважды (в обычное время — один раз). На утренях вместо полных канонов, состоящих из восьми или девяти песней, читаются «трипеснцы» (отсюда и название богослужебной книги трипеснец). На вечернях читаются паремии из книги Бытия и книги Притчей Соломоновых: в течение поста обе книги прочитываются почти целиком (Быт 1,1-46, 7 и Притч 1,1-24, 5). На 6-м часе прочитывается значительная часть книги пророка Исаии. В седмичные дни поста не совершается полная литургия. По понедельникам, вторникам и четвергам литургии вообще не бывает, а по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. В седмичные дни поста не читаются Евангелие и Апостол.

За каждым великопостным богослужением — а за некоторыми по нескольку раз — читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Господи и Владыка жизни моей, дух праздности, уныния, любви к начальствованию и празднословия не дай мне.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.

Да, Господь и Царь, даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков, аминь.

КоленопреклонениеЭта покаянная молитва читается один раз целиком, с тремя земными поклонами после каждой части. Затем двенадцать раз произносится «Боже, очисти мя, грешнаго» с двенадцатью поясными поклонами, после чего молитва прочитывается вновь и завершается одним земным поклоном. Молитва содержит напоминание о той духовной «программе», которая составляет существо Великого поста и включает в себя борьбу с основными пороками и стремление к приобретению главных добродетелей.

В первой части молитвы упомянуты четыре порока: праздность, уныние, любоначалие и празднословие. Праздность — не что иное, как лень, пассивность, неспособность ценить и контролировать свое время, отсутствие целеустремленности, собранности, сосредоточенности. От праздности проистекает уныние — грех, который Иоанн Лествичиик характеризует как «расслабление души» и «изнеможение ума», Бес уныния, по словам Евагрия, «есть самый тяжелый из всех бесов». Любоначалие — это стремление начальствовать над людьми, возвышаться над ними. Любоначалие — разновидность гордости, которая есть «отвержение Бога» и «презрение людей». Что же касается празднословия, то это широко распространенный порок, который многие даже не считают грехом: он заключается в том, что человек не следит за своими словами, проводит время в разговорах на суетные и праздные темы.

Четырем порокам противопоставляются четыре добродетели — целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. О смысле христианского целомудрия мы подробно говорим в другом месте. Смиренномудрие, или смирение, по словам Исаака Сирина, есть «риза Божества»: в него облеклось Божественное Слово при вочеловечении, и всякий, кто облекается в него, уподобляется «Нисшедшему с высоты Своей, скрывшему добродетель величия Своего и славу Свою прикрывшему смирением, чтобы тварь не была попалена видением Его». Терпение необходимо человеку как по отношению к ближним, так и по отношению к жизненным обстоятельствам, скорбям и испытаниям; подвиг поста тоже требует терпения. Наконец, вершиной всех добродетелей является любовь — тот дар Божий, который является пределом подвижничества.

В заключительной части молитвы говорится о том, что христианин должен видеть свои грехи и не осуждать ближнего. Одним из самых распространенных духовных пороков, на который указывал еще Христос в Евангелии (см.: Мф 7, з)> является неспособность или нежелание человека видеть собственные недостатки с одновременным осуждением других людей за их грехи и пороки. В слове «О том, чтобы не судить ближнего» авва Дорофей пишет: «Нет ничего хуже осуждения». По словам подвижника, если ум человека «начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего», то человек в конце концов впадает в тот самый грех, за который осуждает другого. Великий пост — время, когда христианин призван сосредоточиться на самосовершенствовании, а не на исправлении пороков других людей.

Молитва преподобного Ефрема Сирина благодаря своей простоте и безыскусности, а также благодаря тому, что она столь часто повторяется за великопостным богослужением, оказывает благотворное воздействие на душу верующего. Об этом свидетельствует, в частности, А.С. Пушкин в стихотворении, включающем в себя поэтическое переложение молитвы:

«Отцы пустынники и жены непорочны»  М. Нестеров. 1934 г. Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаше мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет