Чудесные исцеления: Ветхий Завет

Невярович В.К. 18 марта 2012
4574

Ветхий Завет

Но воззвали Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал Слово свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
Пс. 106, 20

 

Ветхий Завет — это завет Бога, данный людям далекой древности, еще не освященных великой истиной Логоса — Сына Человеческого. Никакие слова не могут всецело вместить тайну Боговоплощения, но способны указать путь к спасению человечества. Ветхий Завет, по сути дела, есть лишь прелюдия, лишь тень Нового, которым будут спасаться все люди до скончания веков. В Ветхом Завете дается описание сравнительно небольшого количества чудесных исцелений и воскрешений из мертвых, но польза, при внимательном их изучении, несоизмеримо велика, ибо уже за этой, порой предельно скупой информацией, стоят и открываются человечеству Божественные законы, касающиеся как причин заболеваемости, так и методов их целительства. Связь болезней с грехами людей (в том числе переходящими от родителей) неоднократно подчеркивается в Священном Писании (Втор 5, 9; Исх. 20, 5 и др.). Из болезней наиболее часто упоминаются: проказа, лихорадка, глухота, слепота, физические уродства и одержимость бесами (тонкими невидимыми бестелесными духовными сущностями, обусловливающими не только душевные страдания, но и физические недуги).
К сожалению, сегодня многими забывается этот исключительно важный закон истинного целительства: лечить не только саму болезнь, но, что особенно важно, ликвидировать причины, породившие болезнь. А такими причинами очень часто являются духовные, нравственные отступления — грехи наши.
И еще один существенный момент характерен для исцелений, описанных в Ветхом Завете: все они были совершены по молитвам к Богу, то есть Божественной исцеляющей силой, а не собственными силами целителей (В Новом завете Христос исцеляет Своей Божественной властью, ею же прощает грехи!).
Великим чудотворцем предстает в Священном Писании ветхозаветный пророк Илия. Он воскрешает из мертвых сына вдовы из Сарепты, в доме которой остановился, повинуясь слову Господнему. Сын той женщины вскоре “заболел... и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания” (III Цар. 17, 17). В сердцах вдова говорит пророку: “Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего” (III Цар.17, 18). То есть, осознание болезни и даже смерти детей за грехи родителей, уже присутствовало в сознании людей того далекого времени. На эти горестные слова вдовы пророк, через которого суждено было излиться Божественной силе, говорит: “Дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель. И воззвал к Господу, и сказал: Господи, Боже мой! Неужели ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил” (III Цар. 17, 19?22).
В данном описании уже имеет место упоминание о душе, вначале отошедшей, а затем вернувшейся в тело. Воскрешению предшествует молитва — прошение к Богу. “Простершись”, следует понимать в буквальном смысле, как вытянувшийся, прилегший, прижавшийся плотно к бездыханному телу. Число три, возможно, отражает символику Св. Троицы, соответствующую трем ипостасям Бога.
И приход пророка к вдове, и воскрешение ее сына не были случайностью, о чем свидетельствуют слова Самого Спасителя: “Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую” (Лук. 4, 25—26).
Близок по описанию другой случай воскрешения из мертвых, касающийся сына вдовы Сонамитянки. Последователь и ученик Илии пророк Елисей совершает это по настойчивой просьбе матери младенца. Вот как сказано о самом воскрешении из мертвых в Священном Писании: “И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся, и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал, и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои” (IV Цар. 4, 32—35).
Это воскрешение из мертвых сходное предыдущим описанием: молитвой к Господу, прижатием своего тела к телу умершего младенца, искренним сопереживанием и желанием помочь несчастной матери — и по милости Господней совершается это ни с чем несравнимое чудо, совершается безо всяких лекарств, реанимационных мероприятий и не в силу случайного совпадения.
Елисей исцеляет также больного — военачальника, царя Сирийского Неемана от проказы, повелев тому семь раз искупаться в водах реки Иордан. “И пошел он (Нееман) и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился (IV Цар.5, 14). В этом эпизоде отражается поистине свершение чуда, ибо проказа в те далекие времена считалась неизлечимым заболеванием. В самом способе целительства (омовение в реке) угадывается уже символика, предшествующая крещению, которое будет привнесено в мир Иоанном Крестителем как Великое Таинство, очищающее человека от грехов.
Само собой разумеется, что в основе исцеления лежит та же божественная сила, а не могущество пророка или физические свойства реки Иордан.
Между тем поначалу Нееман гневается на неучтивость Елисея, не удостоившего важного военачальника даже личной аудиенции (пророк передает свои слова через слугу): “Я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу” (IV Цар. 5, 11), — полагал Нееман (в представлении того времени уже присутствует способ целительства в виде наложения рук на больные участки тела!). Военачальник в явном недоумении: с одной стороны, гордыня и осознание своего могущества жаждут проучить за дерзость пророка, с другой стороны, желание исцелиться и уговоры слуг берут верх и решают дело в пользу следования слову Елисея. И чудесное исцеление совершается.
Примечателен и следующий за целительством эпизод: Елисей отказывается взять от военачальника награду. “И сказал он (Елисей): жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму” (IV Цар. 5, 16). Этому принципу следовали на протяжении многих веков все истинные врачеватели, производившие исцеления как Божии избранники, по Его Великой милости.
Следующее описание, касающееся чуда воскрешения из мертвых, происходит при внешне совершенно случайных обстоятельствах: “И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои” (IV Цар. 13, 21). Подобное чудо подтверждает христианское представление о том, что останки избранников Божиих продолжают изливать целебную силу (в главе, посвященной святым мощам, более подробно излагаются аспекты Православного учения, касающиеся данной темы).
В книге Ветхого Завета описаны как случаи наказания за грехи в виде заболеваний, так и прощение, даруемое Господом за раскаяние и благие дела. Так, царь Иудейский Азария, пятьдесят два года царствующий в Иерусалиме, “делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его” (IV Цар. 15, 3). За это и даровано было ему столь длительное царствование. Однако Азария не отменил языческих обрядов, и народ по-прежнему совершал жертвы и курения на высотах. “И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме” (IV Цар. 15, 5).
Смертельно же больного царя Езекию Господь помиловал после искренней молитвы и через пророка Исаию передал, что царь будет исцелен, а жизнь продлена на пятнадцать лет. Священное Писание повествует об этом так: “И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: “О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих”. И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: “Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет...” Процесс исцеления окончательно происходит посредством действия через пророка Исаию: “И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел”... (IV Цар. 20; 2—7).
“Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа” (Пс. 104, 1—3). Этими прекрасными строками псалмопевца Давида мы и закончим краткий разбор книг Священного Ветхого Завета, касающихся чудесных исцелений.




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет