Педагогическое наследие русской эмиграции: Вступительное слово В.В. Зеньковского

9 января 2014
1381

Радуясь открытию нашего съезда, говорит докладчик, хочу отметить большое значение нашей небольшой конференции. Нашей маленькой группы с немногими представителями православного мира – предстоит поставить большие вопросы, стоящие ныне перед православным сознанием, надлежит указать новые пути нашей общей религиозной творческой и культурной работы.

Весь православный мир имеет одну слабую сторону очень большой взаимной изоляции, незнания друг друга. Местные церкви живут слишком обособленно одна от другой, охраняя богатство своих традиций, традиционных идей – в то время как исторический момент требует нашего сближения и сотрудничества не только в религиозно – педагогической жизни, общей для всех нас, но и буквально во всех сторонах нашей жизни.

На нашей конференции сейчас мы должны говорить и о таких больших трудностях, которыми тормозится религиозная работа с молодежью, говорить об опасностях, происходящих от слишком поверхностной педагогической установки, при которой затрагивается лишь душевная периферия воспитываемого, а не внутренняя жизнь души, духовная жизнь.

Религиозная цель воспитания так глубока, так сложна и трудна, что нам надо объединить все наши силы в искании надлежащих и плодотворных путей.

И я утверждаю – что мы, собравшись тут, хотя и представляем всего три страны, с нами нет представителей Югославии и Румынии, как не было их и в Солониках в 1930 году, действительно делаем Общеправославное дело и представляем, несмотря на отсутствие очень многих – наш православный мир.

Одной из основных тем нашей сегодняшней конференции мы взяли по всеобщему желанию тему о православной культуре и православной педагогике.

Выбор этих тем был тем более необходим, что многие имеют сомнения в том, возможно ли существование православной педагогики, имеют недоумения, в чем её особенность по отношению к вообще – христианской педагогике, не знают в чем своеобразие её путей.

Конечно, мы должны признать, что сейчас нельзя ещё говорить о существовании православной педагогики во всем объеме тех проблем, которые ставит жизнь и педагогическое сознание, тем более, что православные страны нередко находятся в глубоком подчинении Западным Европейским методам, системам, планам. Не отказываясь от помощи Западной культуры, мы все же должны нашего православного самоопределения в современном мире. Вся культура, а в ней и система воспитания тесно и изначально связаны с религиозной стороной. Только в поверхностном творчестве не чувствуется потребность быть связанным с религией. Новое время, к сожалению, движется в сторону секуляризма, т. е. независимости от Церкви. Однако секуляризм в западной Европе родился из религиозной борьбы против Церкви. Наш же православный секуляризм иной, он не имеет в себе религиозных корней, в нем отсутствует борьба против Церкви, но он полон индеферантизма в отношении к Церкви. Мы знаем нашу современную молодежь, которая не против Церкви, ни против Бога, но которая вне Церкви, вне жизни в Боге, вне духовной жизни. Именно с этим явлением отрыва жизни от Церкви мы и должны бороться. Наш путь воцерковления жизни, в одухотворении её, в тесной связи Церкви и жизни. Только на этом пути мы можем выйти на новую дорогу в культуре и воспитании.

Наше время вовсе не материалистично, как обычно говорят он духовно только не христианской духовностью. Мы видим нарастание титанизма (напр. в большевистских антихристианских идеалах) и в этом титанизме часто нельзя не ощущать прилива творческих сил. Но именно потому мы стоим перед новой задачей – овладеть этими творческими силами для христианства, для Церкви. Это нужно не только для воспитания молодежи. Мы никогда не можем дать молодежи того, чего мы не ищем сами для себя, если мы не будем сами жить вопросом о христианской культуре – мы не будем иметь никакой надежды на христианское воспитание молодежи.

Идея Православной культуры – есть, конечно, отход и преодоление культурной нынешней эпохи. Мы не можем удовлетвориться чем то не целостным «не тоталитарным» в поисках новых путей. Каждый человек должен стать немного монахом найти нужную свободу от своевременного мира, чтобы в преодолении его найти выход на новые пути. Задача эта так глубока, так трудна, так таинственна – что мы можем делать эту работу сообща, братскими усилиями. Я уверен, что эта задача дана нам Господом Богом, и мы хотим идти по ней с нашей молодежью не ради некоторых внешних вещей в ее жизни, но ради полной и изначальной перемены в ее жизни.

Резюме.

1) Перед нами стоит большая задача, лежащая перед всем православным миром, привлечь нашу молодежь к Церкви. 2) Мы должны признать, что мы живем в эпоху православного культурного секуляризма, который вырос не из борьбы с Церковью, но от безразличия к ней. 3) Мы, православные, только тогда разрешим задачу нашей жизни – когда создадим настоящую православную атмосферу, не только в нашей частной, но и общественной жизни. 4) Мы не воспитаем нашей молодежи – если мы не переменим сами для себя нашей жизни. 5) Мы должны сами для себя искать новых путей жизни, связать с ними наше мировоззрение, новую православную культуру, которая хранила бы в себе все богатство старой традиции. 6) Не случайно, что мы нашу православную конференцию проводим в Дасселе, этом экуменическом центре. Мы должны искать самого тесного сотрудничества с западным христианским миром.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет