Педагогическое наследие русской эмиграции: Второй день. Обсуждение национального вопроса в Православных странах

9 января 2014
1446

В. В. Зеньковский. Мы не можем поставить вопроса о национальном воспитании молодежи во всей полноте. Мы ставим этот вопрос под следующим углом: 1.Какие опасности национальное чувство таит в себе для духовной жизни. (И тут самой большой опасностью с моей точки зрения является то, что люди живут национальным чувством - как будто религиозным.) 2.Так как национальное чувство есть все же духовное явление даже в самых крайних (почти зоологических) своих выражениях, то возникает вопрос о преображении национального чувства в духе Церкви. В православных странах давно существует болезнь филитизма - идентифицирования своей местной Церкви с экуменической, вселенской. Происходит национализация своей Церкви, а не христианизация национальной жизни. Поэтому и возникают вопросы: 1.Имеем ли мы с этой стороны опасность в наших юношеских организациях и работе. 2.Как бороться с дурным направлением национального чувства. 3.Как овладеть возможно духовнее национальным чувством.

Д-р Трембеласс. Я не подготовлен говорить на эту тему, скажу только, что по христианскому учению Церковь и государство суть разные институции, не противоречащие друг другу, но различные. Задача государства состоит в том, чтобы сделать народ счастливым, задача Церкви привести народ к Богу-Господу Иисусу Христу. Хорошие христиане всегда были хорошими гражданами, но не наоборот. Церкви и государству нельзя поглощать друг друга, - кесарево кесарю, а Божие – Богу. Но мы все прежде нс принадлежим Церкви, а потом уже государству. Национальное чувство во время турецкого ига всецело полонило наш епископат и их религиозное чувство, т.ч. они больше стали национальными вождями, чем епископами Церкви. Мы греки должны признаться, что мы больше греки, чем христиане, болгаре больше болгаре, чем христиане и т.д. Я должен признаться, что в Македонии много раз священники служили литургию с револьвером на св. Престоле. Мы православные часто имеем более дружественные отношения с протестантами, чем друг с другом. Теперь же этот дух национализма, который извращал нашу психологию слабеет.

В.В. Зеньковский. Сказанное выше действительно указывает на очень большую опасность и это тем более важно, что мы живем не замечая ее. Очень большая задача для нас просветить наш национальный эрос светом Христовым.

Д-р Трембелласс. В Греции чрезвычайно сложны отношения Церкви и государства. Церковные границы не всегда у нас совпадают с государственными. У нас есть пример, что в одном государстве – 5 автономных Церквей - и там действительно Церковь не зависит от государства.

Л.А. Зандер. Все, что притеснено вспыхивает с особенной силой. В нашей русской молодежи, живущей без родины - национальный эрос пылает. Ужасно думать, что в Румынии русская молодежь принуждена исповедываться и молиться по-румынски. Нация – это как тело Церкви, а Церковь – душа нации, нация есть зеркало церковного состояния страны.

О.И. Шаховской. Национальное чувство конечно вспыхивает обостренно, когда есть какое либо его притеснение. Для взаимного объединения всех православных, для борьбы с местным сепаратизмом, надо, чтобы православные деятели собирались бы не только в Дасселе, а в Белграде, Афинах. Надо создать широкую демонстрацию обще православного объединения духовных лиц и мирян и явить его оздоровляющее влияние на массы. Поездка епископов Николая и Иринея в Софию имела именно такое значение. Трагична и трудна борьба с национальными экстремами внутри самой Церкви. Тут в этой борьбе церковному человеку надо парить как орел Апостола Иоанна, быть смелым как лев Апостола Марка, терпеливым как вол Апостола Луки и мудрым, как ангел Апостола Матфея. Надо не бояться исповедывать свою веру—как единственную ценность, как первую ценность.

Проф. Братиотис. Нация не есть главное ядро в нашей Церкви. Когда св. Василий говорит о народе Божием он говорит о всем христианском мире. Если бы национальность принадлежала к существу нашей Церкви у нас был бы догмат о национальности. Наша Церковь не знает других догматов, как только тот, что мы исповедуем Единую, апостольскую, кафолическую Церковь. Мысль, что народ есть тело, Церковь душа народа мне кажется верной. Народ не есть тело Церкви, а только часть церковного тела. Церковь вся есть Тело нашего Христа.

Национализм – коллективный индивидуализм. В то время, когда этот коллективный индивидуализм так силен как в наше время – мы христиане должны его ослабить и пробуждать, наоборот, общечеловеческие чувства, чувства экуменические, кафолические. Очень жаль, что мы православные не можем собрать вселенского собора. Наша Церквоь с вкравшимся в Нее паганизмом и филитизмом не создала до сих пор своей «Ламбетской» конференции. Да и не может ее созвать в силу своей раздробленности. Мы не в силах иметь даже свой просинод.

О. Христо Дмитриев. Самая трудная проблема в деле воспитания молодежи возникает при встречи церковных воспитательных устремлений с государственными. Во многих местах правительства ищут использовать молодежь в своих государственных целях. Церкви приходится или испытывать страшную конкуренцию и соперничество, или Она часто лишь формально призывается к сотрудничеству. Наша молодежь во многих странах от этого страдает. Как помочь молодежи, как помешать нехристианским силам проникать в жизнь христианской молодежи. Церковь должна стать для молодежи провозвестницей высших идеалов. Надо завоевать молодежь, каждого в отдельности для решения принять в себя Царство Божие и завоевать для него мир. Молодежи нужны христианские вожди.

Виген Нерцессиан. Национальные войны возникли только в последнем столетии, поэтому ясно, что национальный вопрос не играл такой роли в эпоху соборов, как он играет в наше время. Мы русские работаем сейчас живя в эмиграции или же среди православных народов на Балканах и лимитрофах, или же в среде иноверцев. Мы имеем нашу национальную культуру и видим в ней силу для какой-то внутренне правильной установки русской детской души. Может быть мы делаем несколько усиленное ударение на национальном моменте – в боязни денационализации, может быть мы даже перегибаем палку в этом вопросе.

Мисс Миллс. Я очень рада возможности быть тут и встретиться с рядом православных профессоров. Но мы практики и нас больше интересует практическое разрешение ряда трудностей, которые стоят перед нами во всех вопросах. Мы работаем с вашей, православной молодежью в 7-8 странах, включая Сирию и Палестину, и работаем в экуменическом духе. Основной принцип нашей работы привлек молодежь к работе в Церкви, привел ее в Церкви. Воскресные школы занимают младший возраст детей, мы старший. Часто это очень современная молодежь, которая имеет очень много своих новых проблем и запросов. Мы стараемся их удовлетворить по мере сил. Но я знаю девочек, которые не исповедывались по много лет, хотя и состоят в наших религиозных группах. Мы имеем интересные опыты устройства ретритов в монастырях (например в Румынии от 6-10-12 девочек) паломничеств, дней на 5 страстной неделе. Девочки, конечно не могли посещать всех служб, которые были в монастыре, но во многом участвовали. Все же очень многие девочки приходящие к нам очень далеки от Церкви. Они приходят к нам за дружбой, они впервые у нас научаются думать, ставить вопросы, искать. Если вы будете им сразу предлагать лекции это не поможет. Если же вы будете слушать, что они говорят, они зададут вам множество вопросов. Мы не дискутируем с ними о вопросах православной Церкви, а поднимаем вопрос о том, что такое мать, семья и т.п. Однако в основе всех наших ответов лежит учение о церкви. Я знаю, что наши девочки интеллектуально не владеют принципами своей веры, да часто и сам лидер нуждается в помощи. Нам надо поэтому найти возможность взаимной помощи, хотя я и не знаю в чем и как.

В Сирии в кружках у нас сходятся девочки всех трех вероисповеданий, а священники не встречаются.

В.В. Зеньковский. В только что поднятых вопросах мы касаемся настоящих трудностей, которые лежат перед нами в работе с молодежью во всех наших православных странах. Мы почти везде забыли нашу задачу миссионерствования. Мы живем сами собою и для себя, а не миром, живем в своих узких и национальных границах, с безразличием и недоверием друг к другу. В то время, когда национализм становится прямой опасностью для мира наша задача подчеркнуть, что христианство есть первая ценность, которую мы храним в наших сердцах. Нам надо всем ставить религиозный акцент на нашей работе. Я не говорю против тех «непрямых» методов воздействия на молодежь, о которых только что упоминала Мисс Миллс, но я говорю о глубине той педагогической проблемы, которая стоит перед всеми нами. Проф. Христо Дмитриев хорошо сказал, что надо выявить идеал христианской жизни, чтобы им зажечь молодежь. Но если мы выявим перед молодежью такой идеал – будет ли наша задача разрешена. Есть еще очень трудная задача, как зажечь души молодежи этим идеалом. Нам, православным необходимо ближе и чаще встречаться. Нельзя не пожалеть, что здесь собрались представители только 4 православных стран. Надо искать сближения духовенства, учительства и самой молодежи всех православных стран. Может быть наиболее правильным было бы собирать первоначально не саму молодежь, а ее руководителей, лидеров и их воодушевлять идей обще православного единства, экуменизма. Поэтому съезд 1938 года важен для всех нас. От него мы будем ждать новых путей к нашей молодежи.

После этого съезд переходит к вопросу о съезде 1938 года. Д-р Дэвис делает сообщение о работе комиссии, обсуждавшей этот вопрос – съезд 1938 г.

Комиссия высказала следующие пожелания: Этот съезд должен объединить представителей всех христианских организаций. Большой спор был вызван вопросом о центральной теме упомянутого съезда и о том, кого приглашает в качестве участников на этот съезд. 1.Решено придать съезду глубоко литургический характер, по типу англо-русских съездов. Все православные Церкви должны иметь своих представителей на этом съезде. 2.Программой съезда должны быть вопросы, актуальные для современной молодежи. Темы еще не выработаны, но могут быть лучше говорить о темах православной культуры или же взять ряд очень дифференцированных тем. Надо, чтобы каждая страна начала подготовку к этому съезду внутри своей страны.

Мисс МиллсМы решили, что съезд будет состоять из самой молодежи в возрасте от 20-30 лет. Это должны быть главным образом плены основных религиозных организаций молодежи. Надо от каждого Движения найти представителей, которые составили бы комиссии по странам и которые бы занялись подготовкой этого съезда

В.В. Зеньковский. Предлагает всем участникам дассельского совещания ждать из Женевы письма о начале подготовки к съезду 1938 г.

Мисс Миллс. В этом Женевском обращении – к кому лучше обращаться, к самой молодежи или же к представителям официальной Церкви и духовенству?

Л.А. Зандер. Предлагает провести исследование, какие существуют в Православных странах организации молодежи, чтобы всех их привлечь к участию в съезде и не оставить за бортом ту или иную очень ценную организацию молодежи.

Проф. Братиотис советует обращение по поводу устройства этого съезда направить к церковным властям, официально, но в то же время и к разл. организациям молодежи, с целью привлечь их к подготовке к съезду.

П.Ф. Андерсон предлагает для рассмотрения на этом съезде молодежи следующие темы: о семье, браке, поле, о собственности, спорте, играх, свободном времени, развлечениях и т.п. Из богословских вопросов он выдвигает: о Святом Духе и Его действии в жизни, о духовной жизни в человеке.

Л.А. Зандер. Очень важно, чтобы какой-нибудь авторитетный орган составил бы обращение к Св. Синодам, митрополитам, патриархам о необходимости воспитывать новое поколение священников свободных от приходов и приготовленных к юношеской работе.

Предложение Л.А. Зандера принимается совещанием, как резолюция №1.

Трембеллас. Нам нужны религиозные деятели, без различия священники ли они или нет. Я даже предпочитаю, чтобы это были миряне, но только по настоящему религиозные. нелегко создать человека, достойного его миссии и умеющего нести свою миссию.

Создать духовенство. Да, ведь это же очень трудно. Я сам по своему характеру не могу быть священником. мы удовлетворяемся благословением от духовенства и сами готовим кандидатов в будущее священство.

Л.А. Зандер. Я совершенно согласен с только что высказанным, но в одном деле нам нужны священники одного с нами духом для литургического момента наших съездов. Лагеря молодежи должны иметь своих священников, для должной исповеди молодежи. Мы хотим иметь епископов понимающих устремление вперед. священник должен внутренне быть связан с духом дела религиозного возрождения.

Предлагается послать резолюции религиозно-педагогического совещания в Дасселе и тем, кто не смог принять участия в Дасселе.

Л.А. Зандер. Я думаю, что для подготовки работников с молодежью мы можем посоветовать организацию секретарских курсов в форме кружков молодежи. Религиозно-Педагогический Кабинет мог бы быть центром заочного обучения секретарей.

Проф. В.В. Зеньковский. Мы не можем этого сделать без материальной поддержки нашего бюро Церквами.

П.Ф. Андерсон. Я думаю, что очень существенной помощью была бы разработка нужных программ, например, программы «Зое» было бы возможно распространить в переводе для всех катехизиторских школ.

Д-р Кооцонис. Вопрос о программах очень важен. Нужны кроме программ еще и сборники дискуссионных тем с вопросами и ответами.

Прелагается принять резолюции желательности о подготовке руководителей – мирян для религиозно-педагогической работы с молодежью.

Резолюция №2 принимается и выносится постановление сообщить о высказанном желании сообщить всем факультетам (богословским) университетом, а также и церковным властям.

По вопросу о религиозно-педагогических центрах.

Проф. В.В. Зеньковский указывает, что создание в каждой стране Религиозно-Педагогических Центров чрезвычайно важно. Мы знаем в своей среде так мало о различных современных религиозно-педагогических и педагогических течениях. Например, о современном движении воскресных школ и т.п. Надо следить за всей педагогической литературой нашего времени. Наш бюллетень, издаваемый религиозно-педагогическим Кабинетом дает очень богатую хронику всех религиозно-педагогических течений. Если бы в каждой стране был бы такой центр рел. педаг. изысканий – мы бы давали большее обоснование всей нашей работе.

Принимается резолюции №3 о необходимости Религиозно-Педагогических Центров во всех православных странах.

Выносится предложение привлечь внимание университетов, там, где есть кафедры религиозной педагогики – привлечь внимание университета к созданию религиозно-педагогических кабинетов.

Вопрос о Религиозно-Педагогическом Бюллетене: В.В. Зеньковский. Я считаю Бюллетень очень важным начинанием для нашего обще православного дела. И было бы невозможно если нам пришлось бы его по тем или иным причинам прекратить. Он связывает всех нас в одном общем интересе. Надо заинтересовать возможно больше всех изданием Бюллетеней. Я получаю очень большую помощь на это издание от д-ра Дэвиса и П.Ф. Андерсона. И от православных стран мы получаем сравнительно много денег, но издание журнала на двух языках страшно удорожает издание. В этом году мы не получили помощи ни от Греции ни от Польши. Если бы нас поддерживали эти страны, так как они поддерживали нас до сих пор – мы могли бы продолжать наше издание.

Д-р Дэвис обещает лично искать помощи для Бюллетеня в Греции и Румынии. В Румынии трудность из за государственного запрещения высылать деньги за границу. А в Болгарии и церковные власти перечитывают статьи из Бюллетеня в свои журналы и распространяют их таким образом. Христо Дмитриев. В Болгарии Бюллетень очень хорошо принять, болгаре понимают русский язык и читают на нем.

Предлагается резолюция №4 о желательности продолжения Бюллетеня и о его поддержке как официальной, так и через приискание индивидуальных подписчиков.

Резолюция принимается.

Заключительное Собрание.

Д-р Дэвис благодарит за проведенные вместе дни. Я все больше и больше вижу, говорит он, сколько православные прибавляют к нашей общей жизни. Наша работа в православных странах прошла ряд этапов. УМСА пыталась найти дорогу к молодежи, стоящей далеко от Церкви и в этом отношении она работает уже около 100 лет. Теперь в Греции Церковь нас уже одобрила и признала, а в других местах мы не завоевали еще окончательного доверия. Первой нашей задачей было организация международных конференций, куда можно было бы созывать молодежь для взаимной встречи и расширения опыта. Три конференции на Балканах показали каково значение таких конференций и я думаю, что мы действительно оказываем Церкви помощь своей работой. В Югославии в марте месяце был ретрит (однодневный) очень значительный для его участников – это была руководительская группа.

В.В. Зеньковский благодарит д-ра Дэвиса за участие в совещании. Он говорит: Мы знаем, что Вы дорогой друг нашей православной работы и с каждым годом вы все ближе и ближе подходите к нашей работе.

Д-р Трембеласс. Я хочу отметить, что д-р Дэвис действительно искренне следит за всеми религиозными движениями в нашей стране, знает их, имеет искреннее желание видеть нашу страну возрожденной в духе Христовом.

Л.А. Зандер. Я ждал конференции со страхом, я не знал даст ли она положительный или отрицательный результат. Было опасно созывать православную конференцию после большого, богатого, международного съезда, богатого и словом и делом. Мы все ведь прожили перед нашей конференции чудесную неделю в Дасселе. Но во время нашей второй обще православной конференции мы получили второй контакт со многими из участников. Хорошо, что наша конференция осуществилась. Вынесенные нами резолюции не есть кодекс наших проведенных нами тут разговоров, они не так значительны, но самое главное для меня – это тон нашей встречи тут, тон наших бесед, наша встреча с греками вторая после Салоник. Эта встреча оставила во мне очень сильное впечатление.

Д-р Братиотис. Я не знаю случайно или же неслучайно, но как в Салониках, так и в Дасселе опять встретились представители только трех православных Церквей – русской, болгарской и греческой. Во всяком случае если мы и не официальные представители нашей Церкви я чувствую всю необходимость нашей дальнейшей общей работы в духе, какой тут был и только желаю, чтобы на следующей конференции мы встретили бы представителей всего православного мира. Проф. Братиотис благодарит проф. В.В. Зеньковского за его инициативу по созыву обще православного совещания в Дасселе.

Д-р Трембеласс устал уже говорить по-английски. Я устал еще после первого съезда, но сейчас я должен сознаться, что я чувствовал себя дома во время нашей конференции. Я рад своему знакомству с русскими. Их Церковь сейчас в страдании, они несут на себе крест своей Церкви. Болгаре оставили мне не менее сильное впечатление – и хотя у нас и есть мотивы для некоторой разделенности с ними – я говорю, что они привлекают мое полное уважение, потому что я знаю, что их Церковь самая консервативная Церковь на Балканах. Я счастлив, что познакомился с представителями православного мира, и я надеюсь и впредь остаться со всеми такими же братьями, какими мы были все это время. Было правдиво сказано о плодоносности такого обще православного объединения. Я чувствую теперь себя ближе с русскими и болгарами и я прошу братьев русских, эстонских и болгарских братьев выразить мое уважение их церковным руководителям.

Христо Дмитриев. Я тоже рад, что я узнал действительно большое и значительное движение «Зое». Старые катехуменаты, возрожденные с новыми силами и давшие такие результаты – имеют большое значение для всего православного мира. Я благодарю Л.А. Зандера за его работу в этом съезде – я знал его по его статьям, знал некоторые его идеи, но я не знал и я очень удивлен видя с каким жаром и энергией он служит своему делу. Я надеюсь, что работа по созиданию, по исследованию и укреплению принципов православной педагогики под руководством проф. Зеньковского будет все возрастать. Я радуюсь, что я видел представителя религ. педаг. работы в Эстонии, я радуюсь, что я познакомился с сотрудницей Религ. Педаг. Кабинета в Париже А.С. Четвериковой.

М. Киршбаум. Эта конференция мне дала очень много. Я благодарю за участие в ней и от себя и от имени нашего Движения. Я получила новые силы к своей дальнейшей работе.

Виген Нерцессиан. Основное впечатление от конференции не только в том, что я узнал как много уже сделано, но и в том, что я узнал, как много еще остается сделать. Если мы увидим отсюда с чувством, что мы должны сделать в десять раз больше, чем мы сделали и делаем – то я думаю цель нашей конференции будет достигнута. Мне кажется, что эта конференция все же есть только начало нашей работы и что мы должны идти много дальше и вперед.

П.Ф. Андерсон. Я с большим вниманием принял встречу работой «Зое». Мне видится в этом действительно пришедшие из Иерусалима, воскрешенные старо-христианские школы. Я вижу действительный принцип старых христиан, в том, что учитель должен быть прежде сего живым в христианской Церкви, а затем уже учителем других. Это вопрос не доктрины, недоктринального христианства, а самой христианской жизни. Василий Великий прежде чем начать работать литературно – ушел в пустыню и только в конце своего жизненного пути стал учителем других. Я не хотел бы высказываться об этой конференции. Может быть через месяц у меня и сложиться впечатление о ней, но я рад, что здесь все вместе, мы имеем тут тот жизненный опыт в вопросах христианской жизни, которого мы все ищем. Для меня сейчас важны не проблемы, а люди, которые строят жизнь.

Д-р Котцонис благодарит за инициативу устройства съезда, а также и за присланное ему приглашение принять участие в совещании. Мы действительно, говорит он, перед очень большой задачей, наши трудности очень велики и нам предстоит еще очень много работать искать и думать. Мы не проговорили еще о многом, что нас интересует. Может быть есть между нами и несогласия, но сознание, что мы не одиноки в наших исканиях, что мы имеем около себя многих братьев, которые в этой работе соучаствуют и что в русской Церкви проливается кровь за веру во Христа наполняет наши сердца верой и ответственностью. У меня есть чувство, что с нами был Христос и был с нами от того благословения, которое мы получили от отца Иоанна в начале нашей работы и до конца. Со Христом мы верим, что наша работа будет успешна и крепка.

В.В.Зеньковский предлагает создать комитет по продолжению работы Дассельского совещания в составе всех представителей от каждой православной страны.

Предложение принимается и в состав такого комитета – выбираются: от Греции проф. Братиотис, от Болгарии – о. Христо Дмитриев, и от русских проф. В.В.Зеньковский.

Совещание просит г-жу Тенисберг и Киршбаум посетить эстонского митрополита Александра и в частной беседе сообщить ему о прошедшем совещании.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет