Чудесные исцеления: Введение

Невярович В.К. 18 марта 2012
2074

Введение

Действенная сила не кричит о себе.

Св. Афанасий Великий

 

Интерес к необычным, чудесным видам целительства в мире был всегда высок, однако сопровождался особыми периодами всплесков и затиший. В 70-х годах, например, в США большой популярностью пользовался (правда, весьма короткое время) телепроповедник, представитель секты пятидесятников Орэл Робертс, перешедший впоследствии в методистскую церковь. Телевизионные программы с участием Орэла рекламировались как целительные. Избавиться от заболеваний было возможно, по словам целителя, даже посредством возложения рук на телевизор во время трансляции передачи или испив воду, стоящую близ экрана (вот и прообраз чумаковской подзарядки целебной энергией). Сеансы Орэла Робертса сопровождались оккультными приемами, иногда они действительно приносили исцеление некоторым больным, у других же, напротив, вызывали ухудшение самочувствия, нарушая психическое равновесие. Неоднократно осуществлялись попытки проводить сеансы массовых исцелений. До сего времени не без успеха ведется терапия верой среди религиозных последователей той или иной конфессии. “Особых успехов” в этом плане добиваются представители секты пятидесятников, утверждающие, что чудесные исцеления совершаются самим Святым Духом. Вот одно из показательных описаний целительства, взятое из книги американского психиатра и писателя Самуэля Сандвейса “Статья Саи. Святой и психиатр”: “Ныне покойная Кэтрин Кульман, широко известная благодаря многочисленным чудесным исцелениям, которые происходили в церкви, где она совершала богослужения. Она уверяла, что отчетливо ощущает присутствие Святого Духа. Стоя перед тысячами своих прихожан и указывая на какое-нибудь место в церкви, она говорила: “Вот там стоит джентльмен, который минуту назад был исцелен от застарелого рака”. Или: “Вот в той части церкви был только что исцелен от страданий человек с переломом лодыжки”. Или: “Вот в том углу церкви человек, который много лет прикован к креслу, теперь исцелен и может снова ходить. Я прошу этих людей подойти к кафедре”. К изумлению присутствующих, названные люди, действительно, находились и выходили, публично подтверждая правоту произнесенных слов. Однако многие чудо-целители весьма быстро скомпрометировали себя в глазах искушенных западных скептиков. Их стали разоблачать в подлогах, постоянном присутствии штатных людей, якобы недавно исцеленных, а на самом деле и не болевших сколь-либо серьезно до этого. Другие же физические исцеления, объективно зафиксированные, впоследствии нередко оказывались нестойкими, а также сопровождались психическими (не говоря уже о духовных) расстройствами. Еще древние подвижники отмечали, что силы тьмы обладают способностью имитировать божественные чудеса, однако смысл этих чудес лишь в том, чтобы прельстить, вознести в человеке гордыню, обмануть: “Демоны творят чудеса для того, чтобы вознесть гордыню в человеке, который воображает, что у него самого по себе есть дар чудотворения, и тем готовят его к еще более чудесному падению. Они создают видимость того, что они вызжены и изгнаны из тел, в которых они на самом деле жительствуют...” (Св. Иоанн Касиан). Последняя фраза чрезвычайно важна. В последнее время участились публичные сеансы, рекламирующие изгнание одержимости, снятие порчи, сглаза некоторыми современными целителями. Однако в действительности никакого изгнания бесов не происходит. Демонические сущности могут как бы имитировать свое изгнание, на некоторое время переставая тревожить больного. Наверное, несколько странными выглядят рассуждения, касающиеся бесов, дьявола. Ведь, вроде бы, эти силы давно отменены самим временем. Люди перестали верить не только в Бога, но и в дьявола — верят науке. И вот немало уже и научных теорий на предмет демонологии в виде непознанных направленных видов вибраций, лептонных полей и других ранее не известных понятий (голограммы, полтергейсты, пси-эффекты и проч.). Тем не менее автор не сомневается, что сведения в Священном Писании на этот счет наиболее полно отражают суть вопроса. Особой популярностью в нашей стране в последнее время пользуются люди, именующие себя экстрасенсами. Среди них уже сформировалась многотысячная армия биоэнерготерапевтов. Как правило, за этим видом целительства стоит коммерческая выгода и предприимчивость. На многочисленных курсах, заплатив кругленькую сумму, практически каждый может за две-три недели приобрести дипломированную специальность “экстрасенс международного класса”, начав через некоторое время обучение себе подобных. Манипуляции энергиями живого организма (а именно этим пытаются заниматься экстрасенсы) небезразличны для здоровья, как целителя, так и больного. Заманчивое желание легким путем получить исцеление извне противоречит божественным законам и по своей сути в любых формах является пагубным путем и заблуждением. Особо следует предостеречь от всевозможного вида колдовства, что может означать добровольное предоставление души своей для тьмы и тварных видов энергии, несущих зло. Примитивные способы целительства, типа знахарства при помощи заговоров, “отливании”, отчитываний являются либо формами колдовства, либо профанацией, рассчитанной на легкое воображение и доверчивость страждущих.

Высота исконно православных способов целительства еще, к сожалению, и по сей день недооценена. А между тем и при физических заболеваниях немалую пользу страждущим могут принести молитвы, пост, христианские таинства. Врачебное искусство считается богоугодным. В Священном Писании говорится: “Господь из земли создал врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими” (Сир. 38,4). Есть и другие слова Отцов Церкви, посвященные этому особому виду служения — медицине. Так, святой Василий Великий писал: “Мне кажется, что кто вашу науку предпочитает всему занимающему нас в жизни, тот рассуждает согласно с разумом и не уклоняется от своего долга; потому что драгоценнейшее всего благо - жизнь делается ненавистною и мучительною, если невозможно иметь здоровье, а здоровье подается вашим искусством”. Однако ему же принадлежат и такие слова: “Скотское было бы немыслие надеяться получить себе здоровье единственно от рук врача, чему, как видим, подвергаются иные жалкие люди, которые не стыдятся именовать врачей своими спасителями... Поэтому, как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать на него всю свою надежду”. Православные врачи не менее успешно могут оперировать, принимать роды, диагностировать и лечить болезни, но во всем этом процессе они как бы имеют рядом с собой живого Бога, своего Союзника, Учителя и Спасителя. Они не приемлют халтуры, шарлатанства, лжи и постыдного позерства. Через таких врачей вернее может осуществляться столь необходимая для больного божественная помощь и дароваться желанное исцеление.

Прежде чем несколько подробнее остановиться на конкретных видах современного целительства и их виднейших представителях, обратим внимание на приведенную ниже таблицу, условно определяющую принципиальные различия между православными и современными чудотворцами.

Таблица

Качественные характеристики

Православные

целители

Современные

чудотворцы

Нравственный облик

Смирение, кротость, почитание себя ниже других, богобоязненность, скромность, правдивость

Гордость, надменность, тщеславие, иногда внешняя религиозность, лукавство, манерность, желание возвыситься, привлечь, прельстить

Отношение к награде за лечение

Нестяжательство, безмездность

Стремление к выгоде, наживе, богатству, роскоши, коммерции

Отношение к гласности

Сокрытие своего дара чудотворения, искусственное замалчивание положительных результатов

Пропаганда успешных случаев лечения, стремление к рекламе, самовосхвалению, славе

Способы лечения

Молитвы, смазывание елеем больных участков, возложение рук; использование святыни, крестного знамении, иногда зелья, святой поды. Ласковый спокойный тон, отсутствие насилия

Манипуляции руками, пассы, бесконтактный массаж, пристальный взгляд, наговоры, заговоры, окрики, элементы насилия, подавления чужой воли, гипнотизм, магнетизм и прочее

Положительный эффект

обусловлен

Божественной благодатью через веру больного и особый божественный дар целителя

Естественными причинами, иногда совпадениями, посредством самовнушений, веру больного или через силы небожественного (демонического, тварного плана)

Возникновение дара чудотворений

Как следствие и награда за праведность, молитвенные подвиги, посты, смирение, при отсечении своей воли

Нередко спонтанно только из-за желания признания в качестве чудотворца

Характер исцелений

Исцеления носят полный характер: и физическое и духовное, связаны с возрождением или укреплением истинной веры у исцеленного. Возможно исцеление от любых болезней и даже воскрешение из мертвых

Исцеления имеют лишь внешний характер, затрагивают более физическую сторону, в духовном плане несут негативное воздействие

Побочные эффекты целительства

Отсутствуют

Многочисленные, в основном психического, духовного характера. Однако иногда долгое время себя не проявляют

 

Выводы автор предлагает сделать самим читателям.




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет