Поучения старцев: XVIII. Различные темы

Дионисий Тацис 8 апреля 2012
2140


О смерти

1. Старец Филофей говорил, что человек в настоящей жизни прохо-дит через много трудностей, которым он должен противостоять верою в Бога. В частности, он подчеркнул: "Настоящая привременная жизнь похожа на море, и мы, люди - на суденышки. И как корабли, ходящие по морю, встречают не только штиль, но и сильные ветры, и грозные штормы, и опасности, так шествующие по морю привременной жизни, часто встречаем сильные ветры, великие бури, интриги, искушения, немощи, скорби, затруднения, гонения и различные опасности. Но мы не должны робеть. Будем иметь храбрость, мужество, веру. И если мы, как люди малодушные и маловерные, оробеем в опасностях, то, как Петр воззовем ко Христу, и Он протянет руку Свою и поможет нам".

2. Старцы встречали смерть с мужеством и глубокой верой в веч-ную жизнь. Интересны те притчи, которыми говорил старец Георгий, чувствуя приближение конца своей земной жизни: "Я должен уйти. Это воля Божия, и я должен уйти, ибо грех очень распространился. Мир валяется в трясине греха и не понимает того. И это меня утомляет. Я должен уйти. Но я жалею только что посаженные мною в саду деревья, потому что они еще малы и слабы. Они не успели окрепнуть и стать прочным стволом, и первый же ветер их согнет". "Я пастух, и у меня есть отара овец, о которых я забочусь, чтобы они были такими, как я хочу. Но, когда я уйду, отара моя разбредется. Конечно, часть овец останется в моем загоне, но многие уйдут и будут слоняться здесь и там. Придут и чужие овцы в мой загон, и будут научены моими верными овцами, и никакие напасти их не сломят". И в другой раз он говорил своим духовным чадам: "Не огорчайтесь. потому что все мы уйдем отсюда. Мы - проходящие путники. Мы пришли сюда, дабы показать свои труды и уйти".

3. О памяти смертной старец Даниил говорил: "Когда я вспоминаю смерть, я попираю свое высокомерие и постигаю, что я ничто. Я чувствую, что богатство, честь и мечтания о тленном суетны и бесполезны, и только смиренное познание самого себя, любовь к ближнему и подобное сему могут мне много помочь в час моего исхода. Но когда я расстаюсь с памятью смертной, тогда разумная, желательная и раздражительная силы души наполняют меня чуждыми и враждебными помыслами, и я становлюсь посмешищем людей и демонов".

4. На вопрос одной женщины, является желание смерти, старец Ио-иль ответил: "Если желаешь умереть, чтобы освободиться от страданий, то это, конечно, грех, ибо ты ропщешь на Бога, попускающего тебе страдать. Но если ты желаешь умереть, дабы не грешить и не огорчать своими грехами Бога, то это совсем не грех. И снова, если ты желаешь умереть, потому что не выносишь разлуки с Богом и хочешь перейти поближе к Нему, тогда твое желание трижды благословенно".

5. Старца Епифания спросили, боится ли он смерти, и тот ответил: "Смерти я не боюсь, конечно, не из-за своих трудов, но потому что верю в милость Божию".

6. Говорил старец Амфилохий: "Благодатью Божией человек до-стигает духовного подъема, преображается, становится иным чело-веком, и его покидает страх. Он не боится смерти, и жизнь, сколь хорошей бы она не казалась, он считает пленом".

 

О душе

1. Старец Порфирий посетил в университете несколько уроков психиатрии, чтобы разрешить свое недоумение: как могут быть психиатры, не верующие в существование души. И он сделал вывод: "Психиатры и психологи похожи на слепца, пытающегося через осязание постигнуть находящиеся вокруг него вещи. Душа очень глубока и только Бог ее знает".

2. О достоинстве души старец Иоиль говорил: "Душа бесконечно дорога. И это совершенно очевидно. Когда мы хотим очистить ткань, мы никогда не употребляем такое мыло, которое дороже самой ткани. Мы берем мыло, которое дешевле ткани, или, самое большее, равное с нею в цене. Но чем же омылась и очистилась человеческая душа? Кровью Господней! Какова цена Крови Господней? Безмерна! Но тогда должна быть безмерно дорога и человеческая душа, очищенная ею".

 

Сребролюбие

1. О людях, которые привязаны к материальным благам, старец Паисий говорил; "Обладающий материальными вещами всегда обладаем тоскою и беспокойством: то он дрожит, чтобы не взяли у него эти вещи, то - чтобы не взяли у него душу. Так же и скупец, у которого болит сильно сжатая рука; но он сжал и сердце свое и сделал его каменным. Для того, чтобы он исцелился, его должны посетить несчастные люди, вызвать у него боль, и тогда он будет вынужден мало-помалу открыть свою руку, и умягчится тогда и его каменное сердце, и станет сердцем человеческим, и так откроются ему райские врата".

2. Старец Порфирий говорил: "То, пойдем ли мы рай или в муку, зависит не от того, сколько у нас денег, много или мало, а от того, как мы употребим то, что имеем. Деньги, имения и все материальные блага не наши, они Божии, а мы ими только заведуем. Бог потребует от нас отчета, до последней нашей копейки, в том как мы ею распорядились, согласно ли Его воле или нет".

 

Современные люди

1. "Люди нынче, - говорил старец Филофей, - невоздержаны. И на-род, и духовенство, как необузданные бессловесные животные, бегут на грех. Они не задумываются о Боге, смерти, суде, воздаянии, ни о чем, только о материальных интересах, о теле, наслаждениях и по-честях. Очень мало тех, к то имеет истинные интересы, и, возможно, ради этих немногих содержит Бог мир".

2. Старец Паисий говорил: "Упокоевающие себя в материальном мире и не беспокоящиеся о спасении души похожи на глупых птичек, которые не шумят в яйце, чтобы разбить скорлупу, выбраться наружу и радоваться солнцу - небесному полету в райской жизни - но остаются неподвижными и умирают под яичною скорлупою".

3. "Мирские люди меня утомляют, - говорил старец Амфилохий, - потому что накопленное в них приходит на меня сверху, как электрические волны".

4. Говорил старец Порфирий: "Нынче люди терпят неудачи, потому что ищут любви к себе. Правильно же - не интересоваться, любят ли тебя, но любишь ли ты сам Христа и людей. Только так наполняется душа".

5. О современных людях старец Георгий из г.Драма говорил: "Люди удалились от простодушия и доброты Каждый день все их заботы в шествии ко злу. Сколько лет они идут к гибели, но Бог того не желает".

6. О людском благородстве нашего времени старец Паисий замет-ил: "Лицемерное мирское 6благородство причиняет много зла, потому что им можно обольстится и открыть свое сердце мирскому человеку, и совершенно зря истратить свое благочестие на того, кто и не знает, что это такое. Это все равно, что давать золотые монеты тем, кто знает только бронзовые гроши".

7. Старец Филофей говорил: "Считающиеся христианами делятся на

две категории: грамотных и неграмотных. Большинство неграмотных -

неверующие: они знают, что существует Бог, что такое Бог и что такое вера. А выучивают они столько легенд, столько нескромных песен, столько танцев! Большинство грамотных совершенно неверующие. Большинство, за немногим исключением чурбаны! Они никогда не мо-лятся и стесняются налагать на себя крест".

 

О Православии

1. Говорил старец Порфирий: "Истина в Православии. Я пережил ее и знаю ее благодатью Божией. Есть много светов, которые впечатляют. но истинный свет только один".

2. Неприятное состояние нашей Церкви старец Паисий описывал следующим образом: "К сожалению, многие в наше время будоражат Мать - Церковь. Образованные среди них восприняли догматы умом, а не духом Святых Отцов. Другие же, необразованные, приняли догматы зубами, посему и скрежещут зубами, обсуждая церковные проблемы, и приносят Церкви больший вред, чем ее внешние враги".

 

Противостояние еретикам

1. О противостоянии иеговистам старец Порфирий говорил: "Бедные

лжесвидетели Иеговы, да помилует их Бог! Одни христиане негодуют на них, другие грызутся с ними и ругают их, третьи подают на них в суд.

Но та хилиазм не побороть. Только освятившись сами, мы можем побороть его".

2. Старец Паисий говорил: "Необходимо, чтобы каждый православный влагал в души инославных благое беспокойство, т.е. чтобы они поняли, что находятся в прелести и не успокаивали ложно свой помысел и не лишились в этой жизни богатых благословений Православия и в другой жизни - больших и вечных благословений Божиих".

3. "Чтобы опровергнуть все глупости, которые пишут против Хри-стианства, - говорил старец Епифаний нужно иметь горы мозгов, леса ручек, море чернил и поля бумаги".

 

О природе

1. "Когда я пришел в монастырь, - рассказывал старец Иаков, - из-за пожара, случившегося раньше, все горы вокруг были голы, и виднелось лишь немного сосен и елок. Когда я ходил на различные послушания, у меня в кармане были семена из шишек сосны, и я их сеял по всей округе. Я и молился, чтобы лес был сохранен, главным образом, от пожаров, причина которых - зависть дьявола, посылающего свои орудия, чтобы уничтожить леса".

2. Старец Амфилохий говорил: "Сажающий дерево, насаждает надежду, мир и получает Божии благословения".

3. Достойно внимания пророчество старца Георгия: "Придет время, когда вы придете к деревьям и не сможете есть фрукты".

 

Современная Греция

1. Старец Епифаний говорил: "Я переживаю и тревожусь, смотря на путь, по которому идет греческий народ, постоянно "разгречиваясь", расхристианизуясь, обесцвечиваясь, отрезая себя от своих корней и теряя черты своей неповторимости".

2. "Наша страна, - говорил старец Амфилохий, - покрыта льдами материализма и безбожия, и мы все вместе призваны растопить их. Только когда растают эти льды, мы сможем найти ту настоящую землю, которую возделал апостольский плуг и напоили кровь мучеников и пот преподобных, и обрадоваться ей. Тогда только умное Солнце согреет греческую землю, и она сразу пустит ростки, зацветет и принесет плоды, как и прежде к славе Божией".

3. "Бичом Божиим для нас, греков, когда мы сходим с Его пути и падаем в нечестие и грех, являются турки", - говорил старец Иероним с о.Эгина.

4. Некто спросил старца Порфирия, за кого нужно голосовать на вы-борах в парламент, и тот ответил ему иносказательно: "Православная

Церковь - что наседка. Своими крыльями она покрывает и белых цыплят и черных, и желтых, и всяких цыплят любого цвета". И в другой раз он сказал о политиках: "Что сделают для тебя политики, если они сами запутались в своих душевных страстях? Когда человек не может помочь самому себе, как он сможет помочь другим? Вот и мы дошли до этого. Если бы мы были истинными христианами, то смогли бы послать в парламент, конечно, не христианскую партию, а христиан-политиков, и дела бы шли тогда по-другому".



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет