Чья молитва доставляет пользу умершим, и кому из умерших можно помочь?: Заключение

3 декабря 2011
2632


«Всем нам, чадам Единой Святой, Соборной, Апостольской, Вселенской Церкви в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для сего руководственные правила. И эти правила включены, прежде всего, в книге, именуемой «Кормчая». Это — сборник правил св. Апостолов, св. вселенских и поместных Соборов и некоторых св. Отцов.

В конце этой книги, в главе: «О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры, и от святыя Восточныя Церкви»,— папа Римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от православия.

В той же «Кормчей» книге, в 10–й главе, в 6–м правиле поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд св. Церкви: «несть достойно еретиком в св. церковь Божию входити». А в 33-м правиле того же Лаодикийского Собора сказано: «С еретики и со отвергшимися от Соборныя Церкве да не помолится никто».

Но вот вопрос: «каков взгляд св. Отцов нашей Православной Церкви на ересь?» — В Отечнике епископа Игнатия Брянчанинова говорится о преподобном Агафоне. Однажды посетили его некоторые братия и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии, почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал: «потому, что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живаго и истинного, и приобщается диаволу и аггелам его. Отлученный от Христа (конечно через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший.

И если бы это было не так, если бы, то есть, ереси или ложные учения, как следствия свободомыслия, не имели такого пагубного значения в св. Христовой Церкви, то св. апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких предостережений: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. (Кол. 2,8). И еще: …есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (Гал. 1, 7–8).

Впрочем, Православная наша Церковь, по присущему ей человеколюбию, дозволяет молиться об отсекающихся от неё, т. е. о еретиках, как можно видеть в той же «Кормчей» книге, в главе 15–ой, в 66–ом правиле Карфагенского поместного Собора. Но о чем молиться? — «Молитеся, да оставят прелесть, и да познают истину».

И в другой книге — «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», в 1–ой её части, в конце ответа на 32–ой вопрос, также дозволяется молиться «за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере Православной прежде конца своей жизни».

Так Православная Церковь и поступает. Например, в помяннике (в конце Следованной Псалтыри) молимся: «Отступившия от Православныя веры, и погибельными ересьми ослепленные, светом Твоего познания просвети, и святой Твоей Апостольской Соборной Церкви причти».

Теперь представим некоторые свои соображения. Из вышеприведенных мест видно, что наша Православная Церковь дозволяет молиться за еретиков только за живых, а не за умерших, и притом, только об их обращении к вере православной. Когда же, прибавим к сему, еретик, по молитвам св. Церкви, обратится к Православной вере, тогда и молитва Церковная о нем будет уже совсем иная, т. е. «о спасении его души».

А как достигается человеком спасение? Одно из главных условий к достижению спасения есть покаяние. Примеры сему видим в св. Евангелии. Мытарь получил оправдание через покаяние (Лк. 18, 10–14). Блудный сын возвратился к Отцу через покаяние (Лк. 15, 11–32). Разбойник благоразумный, распятый с Господом Иисусом Христом, вошел в рай также через покаяние (Лк. 23, 40–43). Да и Господь сказал о Себе, что Он пришел на землю, дабы грешников призвать к покаянию (Мф. 9, 13). — В покаянии же имеют нужду все люди. Все согрешили, как говорит св. апостол, и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Но неправославный или еретик, если бы вздумали принести пред православным иереем раскаяние во грехах своих, покаяние его будет недействительно. Читаем в «Православном исповедании» в 1-ой части вопрос 113–ый: «что мы должны наблюдать при таинстве покаяния? — Ответ: «Во первых, должны смотреть, чтобы кающийся был христианин Православной и кафолической веры: ибо покаяние без истинной веры не есть покаяние, и не приемлется от Бога».

Но все это говорилось о живых неправо верующих христианах, или о еретиках. Что же сказать об их, отшедших из сей жизни, душах.

Хотя в пространном Христианском Катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви, в 11-ом члене, сказано, что «душам умерших к достижению блаженного воскресения вспомоществовать могут приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой»: но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. — Душе же неправо верующего, умершего при своих заблуждениях, и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? И, как и о чем молиться за такую душу? — Молиться о её спасении («Со святыми упокой…») нельзя, потому, что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них перед Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно, потому, что душа, по отшествии от тела каяться не может, так как будущая жизнь — время не покаянию, а воздаянию.

Да и то должно принять во внимание: к чему бы в Православной Церкви составлять особые «Чины» на присоединение римских католиков и протестантов к Православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ? Однако, Святая наша Церковь от всех неправоверов, желающих быть с нею в общении, непременно требует, чтобы они всенародно — пред всею Церковью отреклись от своих заблуждений, и приняли чистое христианское учение. И еще: если бы можно было молиться церковною молитвою о спасении душ умерших неправоверов, или хотя бы об облегчении их загробной участи, то непременно при богослужениях Православной Церкви употреблялись бы за них особые ектеньи или прошения. Однако, во всех наших церковных службах и подобного ничего нет. А, напротив, в 1-ю неделю Великого поста, совершая чин Торжества Православия, св. наша Церковь изрекает анафему, т. е. отлучение от единения с собою всех еретиков и отступников от Православия, следовательно, и латинян — римских католиков и протестантов. Как же, спросим, Церковь в одно и тоже время будет и анафематствовать и молиться за них?

В подтверждение сказанного приведем здесь слова приснопамятного святителя нашего, покойного московского митрополита Филарета. Он говорил: «Иное дело молиться о соединении с Православной Церковью неправославных церквей в обширном составе молитв, объемлющих весь мир, а иное — поминать неправославных в диптихах (синодиках или помянниках) при Таинстве Евхаристии. Неправославные, самим неправославием отлучили себя от общения таинств Православной Церкви. Сему соответствует непоминание их при таинстве Евхаристии, и исключение из диптихов». («Записки о жизни и времени свт. Филарета, м. московского». Н. В. Сушкова. М, 1868 г., Прилож., стр. 162).

Заметим при сем, что слова: «исключение из диптихов» приводят к той мысли, что имена неправославных христиан и вообще при всяком Церковном Православном богослужении поминать не следует. Ибо, как же в самом деле их поминать, когда они из диптихов исключены? Скажут: рассуждать так очень строго. — Что делать? Но ведь у Господа нельзя вымолить милости насильно. Ибо Бог наш — Бог ревнитель (Исх. 20, 5); Праведен Господь, и правды возлюби (Пс. 10, 7). Бывали же случаи, когда Сам Он запрещал о людях молиться. Так, пророку Иеремии говорил о народе своем: Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя. (Иерем. 7, 16). И это повеление Господне относится к людям еще живым, следовательно, еще имевшим возможность покаяться. И пророк не дерзал преслушать слово Господне, оправдывая свою молитву за них человеколюбием.

Впрочем, говоря о сем, мы имеем здесь в виду молитву за неправославных христиан только Церковно–общественную, которую если, в самом деле, допустить в Православной Церкви, то для Православия неминуемо последует величайший вред, неисчерпаемое зло. Подумаем, например, — много ли православных христиан твердых в исповедуемой ими вере? Не у большей ли из них части вера слабенькая, как искорка, готовая ежеминутно погаснуть? И если таковые люди будут слышать в Православных храмах поминовение о здравии или о упокоении римских католиков или протестантов, не придут ли они вскорости к такому заключению: стало быть, — «как ни веруй — все равно?» А чрез это отпадения от Православной Церкви чаще и чаще должны будут повторяться, если и не формально, то в душе. А тут-то самое великое горе. Незаметно для самого совращенного, он бывает православным только по имени, а в самой вещи неправоверен, или вовсе неверен.

Также и христиане других исповеданий, видя, что Православная Церковь молится за них, должны приходить к такому же заключению о равенстве всех вероисповеданий. А это и желающих неправоверов может отвлекать от присоединения к Православной Церкви. — Ведь православные и без того молятся за нас, — будут они говорить.

Впрочем, об этом–то и хлопочут некоторые, говоря, что все люди, какую–бы они веру ни исповедывали, спасутся; и ещё: «Господь не указал нам, какую содержать веру» — это ложные мечты человеческие. Что не спасутся — видно из св. Евангелия. Изображая Свой страшный Суд, Господь прямо разделяет всех людей на два разряда и одних поставляет одесную Себя, и вводит в Царство Небесное, а других — ошуюю, и отсылает в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 31–46). И наследующих Царство Небесное будет меньшая часть, — даже и из православных только те, которые будут жить по православному. Это также видно из слов Самого Господа: ибо много званных, а мало избранных. (Мф. 20, 16). О втором же возражении, т. е. что Господь не указал нам, какую содержать веру, можно сказать, что это клевета на Бога. Ибо, не для того ли Сын Божий и на землю сходил, чтобы преподать людям ясное и подробное учение о том, как они должны веровать и располагать жизнь свою по вере? Поэтому и говорил Он: не нарушить пришел Я (закон Моисеев), но исполнить (Мф. 5, 17) И еще говорил о Себе: Я есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). И учение Его названо: глаголами вечной жизни (Ин. 6, 68). И потому, всех Он призывал к Себе, говоря: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и проч. (Мф. 11, 28, 29). А по воскресении Своем, посылая учеников Своих на проповедь, Господь повелел им учить все народы, чтобы соблюдали все, заповеданное Им (Мф. 28, 20). Апостолы же, все заповеданное Господом, истинное вероучение и нравоучение изложили письменно в Св. Евангелии и в своих посланиях. Последующие же за ними св. отцы и учители Церкви Христовой в подробности изъяснили все это истинное вероучение и нравоучение, содержащееся в Св. Писании во всей полноте и чистоте, без всякой примеси человеческих неправых мнений и разумений. И в начале эта Христова Церковь была одна и единственная во всем мире. И только с IX–го века римские папы самовольно стали примешивать к истинному Христову учению свое ложное умствование, чрез что и отделилась Римская Церковь от Православной Восточной. И чем далее время шло, тем более прибавлялось в Римской церкви заблуждений, и дошло наконец до того, что некоторые недовольные ею римские католики отпали от неё и образовали свои церкви протестантские, еще далее отступившие от Православия.

О важности же послушания Св. Христовой Церкви, Сам Господь в Св. Евангелии сказал: если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Мф. 18, 17)

Но возвратимся к своему главному предмету. Что это значит: православные христиане не просят молиться за себя и за своих покойников римских католиков и протестантов; а эти последние, наоборот, нередко просят православных служить панихиды по своим родным, и проч.? Что тут за причина? Явно, что причина эта есть бедность внутреннего духовного содержания западных неправославных христианских церквей. Душа римского католика или протестанта, жаждущая спасения, не может в своей церкви обрести удовлетворения своим высшим духовным потребностям; а потому и обращается к Православной Церкви, Которой одной присуще всё потребное для жизни и благочестия (2Петр. 1, 3). И это подтверждается самим делом. Нередко неправоверы, искренно присоединившиеся к Православной Церкви, вскоре по присоединении и по причащении Божественных Таин Тела и Крови Христовых, ощущали в душах своих неизъяснимые духовные утешения, о которых они прежде, до присоединения к Православной Церкви, и понятия не имели. — И то еще может служить доказательством несостоятельности западных церквей, что защитники их всегда отстаивают свои неправые умствования с азартом и озлоблением против нашей Св. Православной Церкви. А сказано в Св. Писании о Боге: В мире место Его (Пс. 75, 3). Значит, где мир и любовь, там только и Бог, а где немирствие и озлобление, там не может быть благодати Божией, и не благоволит Господь к озлобленным сердцам.

Впрочем, говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения неправоверующих христиан, мы не к тому ведем речь, что, будто Святая наша Церковь, заповедует нам, чадам её, вовсе никоим образом не молиться о них. Она только запрещает нам своечинную молитву, т. е. молиться — как нам хочется и как вздумается. Мать наша Православная Церковь внушает нам, чтобы всё у нас, как и самая молитва, совершалась благопристойно и чинно (1Кор. 14, 40). Мы и молимся при всех наших церковных богослужениях обо всех разноплеменных народах и о всем мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Именно мы молимся так, как Господь наш Иисус Христос научил Своих апостолов молиться в преподанной им молитве: Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле! Это всеобъемлющее прошение объемлет собою все нужды и наши и единокровных нам, хотя и неблаговерных братий наших. Мы тут просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных христиан, чтобы Он сотворил с ними, то, что благоугодно Его святой воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает, кому и какую оказать милость. — Итак, православный христианин! — Кто бы ты ни был, мирянин или иерей Божий, — если во время какого–либо церковного богослужения придет тебе усердие помолиться о каком–либо близком к тебе Карле или Эдуарде, то при чтении или пении молитвы Господней, воздохни о нем ко Господу и скажи: «Да будет о нем Святая Твоя воля Господи!» — и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом. И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно и Господу угодней и для души твоей полезней, более всех твоих самочинных церковных поминовений.

Все высказанные нами мысли, основанные, как всякий может видеть, на Божественном Писании и предании св. отцов, естественно приводят нас к такому заключению: «молиться за неправославных христиан церковно–общественною молитвою, наравне с православными христианами, т. е. поминать имена их в храме так же, как поминаются имена православных христиан, противно учению и постановлениям нашей Единой Святой, Соборной, Апостольской, Вселенской Церкви». Так мы говорим, так и поступаем. И это вовсе не по ненависти к неправо верующим христианам, и не потому, что мы не желаем им добра; а потому, что самочинная или самовольная наша за них молитва и Богу будет неугодна, и для душ их бесполезна, а молящимся за них обратится в грех. Наглядный сему пример можем видеть в царе Израильском Сауле. По-видимому, он сделал доброе дело, когда пред начатием войны с филистимлянами обратился с молитвою к Богу и жертвоприношением. Но, так как он поступал в этом случае самочинно, не дождавшись, как ему было сказано, пророка Самуила, то не только не привлек к себе благоволения и благословения Божия, но и заслужил Божий гнев и наказание. Прибавим к сему, что самоволие и во всем есть грех и даже между людьми нетерпимый порок. Сложилась пословица: «Своя воля и царя более». Однако заметим, царь наказывает непокоряющихся царским законам. Почему? Потому, что самовольник причиняет вред и себе и своей семье и обществу, в котором живет, и государству и Церкви; словом, — самовольник — неприятный человек. Да и сами самовольники неповинующихся им не любят и, если имеют возможность, наказывают. А мы все хотим и жить и молиться, — каждый по–своему.

Теперь скажем несколько о частной молитве. Известен в нашей Православной Церкви едва ли не единственный пример, что частная молитва одного угодника Божия помогала душам умерших иноверцев, даже язычников. Так, рассказывал о себе преп. Макарий Египетский. «Однажды, проходя пустыню, нашел я череп какого–то мертвеца, валявшийся на земле. Когда ударил я череп пальмовою палкою, он что-то проговорил мне. Я спросил его: «кто ты?» Череп отвечал мне: «я был главным жрецом идолов и язычников, которые жили на этом месте; а ты Макарий–Духоносец. Когда ты, сжалившись о страждущих в мучении, начнешь молиться за них, они чувствуют некоторую отраду». Старец спросил его: «какая это отрада? И какое мучение?» Череп говорит ему: «насколько небо отстоит от земли, настолько под нами огня, и мы от ног до головы стоим посреди огня. Нельзя никому из нас видеть другого лицом к лицу. У нас лицо одного обращено к спине другого. Но когда ты помолишься о нас, то каждый несколько видит лице другого. Вот какая отрада у нас». — Старец заплакал и сказал: «несчастный день, в который родился человек!» — Старец спросил далее: «нет ли еще более тяжкого мучения?» Череп отвечал ему: «под нами мучение еще ужаснее». Старец спросил: «а кто там находится?» Череп отвечал: «мы, как не знавшие Бога еще несколько помилованы; но познавшие Бога и отвергшиеся Его (конечно суемудрием в вере и порочною жизнью), — те под нами. После сего старец взял череп и зарыл его в землю». («Достопамятные сказания о подвижничестве св. и блажен. Отцов». М. 1845г.)

Из сего рассказа блаженного старца, прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих в пламени язычников была не церковно–общественная, а частная. Эта — молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего. Ибо, если бы он сам не рассказал другим об этой молитве, то она и осталась бы ни для кого неведомою. Затем, молитва эта может, отчасти, послужить и нам православным христианам к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною, домашнею молитвою; но только поводом, а отнюдь не примером; ибо преподобный не сообщил нам, как он молился за язычников, не научил нас тому; уже потому эта молитва не может служить для нас примером, что молившийся ею преп. Макарий был великий угодник Божий, следовательно стяжавший великое дерзновение ко Господу. Нам ли, в бездне греховной валяющимся, брать пример с такого молитвенника? В одном только она может служить для нас примером, именно в том, что преп. Макарий молился за язычников не самочинною молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, Который не только его наставлял, но и заставлял молиться о всем мире, о всех людях, живших и умерших, как это обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих, как и св. апостол Павел писал к Коринфянам: сердце наше расширено. (2Кор. 6, 11).

Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан — живых и умерших — можно частною, домашнею молитвою; но при том, еще и еще напомним, не самочинно молиться, не так, как нам вздумается и пожелается (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнев Божий), а по наставлению опытных в жизни духовной людей.

Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося в 1841 г. У одного его ученика Павла Тамбовцева скончался родитель, несчастною насильственною смертью — самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о сем, и потому, так изливал пред старцем свою скорбь: «Несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною во гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, мучусь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?» Ответ старца: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой всемогущей. Не испытывай Вышнего чудес. Тщись смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем самым долг любви и обязанности сыновней». — Вопрос: «Но каким образом молиться о таковых?» — Ответ: «По духу добродетельных и мудрых, так: «Взыщи Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть — помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!» — Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышнего. Конечно не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любовен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, потому и скорблю неутешно». — Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты, любил и его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему? — (Из жизнеописания Оптинского старца Леонида, в схиме Льва).

Вот эта, приведенная здесь, частная, келейная или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, и может служить для православного христианина примером или образцом молитвы за какого–нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться молитвою: «Услыши нас, Господи, молитву к Тебе возносящих, и если возможно, помяни и помилуй души (-у) усопших (-аго; -ей) рабов (-а; -ы) [Имя] и не вмени нам во грех, сей молитвы; пред Тобою мы припадаем, в смиренном духе и в покорной преданности взывая, да будет воля Твоя, как на небеси, так и на земли, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и всегда, и во веки веков. А минь.

Нам неизвестно и никому не открыто, насколько может приносить пользы душе умершего неправоверного христианина подобная молитва. Но опытом познано, что она умиряет жгучую сердечную боль молитвенника, за душу близкого ему человека, хотя и не в православии скончавшегося.

В этой молитве, мы, с чувством смирения, просим у Господа: «…если возможно, помяни…» и с чувством смирения соединяя чувство страха Божия, говорим: «…и не вмени нам во грех сей молитвы…» и оканчивая чувством преданности Богу, покорно предавая всё в руки воли Божией, произносим: «… но да будет воля Твоя…».

Итак, мы видим, что эта молитва дана наиболее во утешение родных и знакомых умершего, чтобы они не впали в уныние и отчаяние и не погубили, тем самым, свои души. Эта молитва есть милостивое снисхождение Церкви, по чувству сострадательной любви, к немощам живых — ближним умершего. Ибо, цель Церкви — спасение душ в жизнь вечную. Чем и руководится Церковь, снисходя к ­нашим немощам, подобно Христу, который «трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12. 20). Так и Церковь ищет того, чтобы мало–помалу воспитать в нас крепость духовную, способную переносить все скорбности жизни, с чувством преданности и ­упования на Господа.

В заключение всего скажем: да не смущаются сердца наши, и да не устрашает нас строгость уставов нашей св. Православной Церкви! Но более же, дерзайте, дерзайте люди Божии! Все это не должно вести нас к безнадежию нашего спасения, а напротив, должно возбуждать души наши к сокрушенному, смиренному покаянию пред Господом во грехах наших, пока еще не затворены для нас двери милосердия Его. Ибо, по слову Псалмопевца: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И чем смиреннее и самоосужденнее будет молитва, тем она благонадежнее и благоуспешнее.» [5].

Из всего вышесказанного видно, что Церковь не молится за умерших в смертном грехе без покаяния. Вот что пишет об этом преп. Паисий Величковский: «Если вы говорите о противящихся Соборной Церкви, и противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу и святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает. Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан, как живых, так и умерших. Если кто–нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике, не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без покаяния в противлении святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться святых Тайн и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствующему. Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие страшных Тайн недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (Кор. 11, 29)». Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «Насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком–либо, будучи положена вблизи божественного хлеба, после того как этот хлеб будет освященнодействован и станет телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровью, и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена. Ибо бывает мысленное причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению, или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его.» [11].

Наши молитвы могут быть благотворны для скончавшихся в правой вере и с истинным раскаянием потому, что, отошедши в иной мир в общении с Церковью, они при том в самих себе перенесли туда начаток добра или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь, и которое под влиянием наших теплых молитв, при благословении Божием, может мало–помалу развиться и принести плод, как развивается доброе семя в земле под живительным влиянием солнца, при благорастворении воздуха. Между тем, как для скончавшихся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасивших в себе дух Христов (1Сол. 5, 19) — нисколько не помогут никакие молитвы живущих еще братий, подобно тому, как ничего не могут сделать для оживления гнилых семян, потерявших начало растительной жизни, ни влияние солнца, ни благорастворенный воздух, ни питательная влага.

«Ни мало не должно сомневаться, что (молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношения и милостыни) приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти всё это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры. споспешествуемой любовью, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, которого залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию, и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новые заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что–либо доброе знакомые, а только извлекаются последствия из прежде–положенных ими начал». (Блж. Августин).

«Никто не знает, каков будет исход души от этой жизни! Будет при душе полное сознание или оно оставит ее? Всякий более или менее испытывает наяву, что при немощах душевных и телесных в той или иной мере теряется сознание. Находясь в состоянии страстном, например гневе, человек поступает неестественно, нарушая законы и божеские и гражданские. Находясь в болезни телесной, душа забывает свои обязанности, потому что сострадает болящему своему телу. Поэтому–то все добродетели, которыми приобретается царство небесное, совершаются только при полном сознании, и человек положительно не может надеяться совершить их при своем исходе. Чувствуя и сознавая себя повинным перед Богом, и добродетели свои почему–либо несовершенными, неоконченными, прибегни к ближним с просьбою в час смертный: пусть дополнят твои недостатки и загладят грехи своим ходатайством и исполнением твоего завещания.

Делая завещание, в котором выражается последнее желание отходящего получить спасение, желание, в котором вместе с тем должна выразиться, и всесвятая воля Божия — спасти отходящего, — Златоустый советует завещателю не забыть и Господа Иисуса Христа и его меньших братьев — бедных. Не забыть Господа, как дарующего отходящему за гроб прощение оставшихся грехов, не изглаженных при жизни завещателя; средство подвигнуть остающихся на земле родных и посторонних к ходатайству перед Богом об успокоении со Святыми усопшего завещателя–благотворителя, хотя и посмертно. Если усопший завещатель не нечестивый, не ожесточенный грешник, не еретик, но христианин, сознавший себя блудным сыном — то, как разбойник, исповедавший Господа Иисуса Христа, как раскаявшийся блудный сын он наследует благой удел — прощение грехов и рай. Покаяние и вера есть средства спасения христианина; эти два средства равно принадлежат и богатому, и бедному. Завещание хотя есть средство получить спасение, но если завещатель будет чужд покаяния и веры, то и завещание не спасет его. И не имеющий что завещать по смерти, не имеющий средств приобрести посмертных молитвенников, однако не чуждый покаяния и веры, — и за стакан холодной воды, за радость с радующимися и за плач с плачущими не потеряет своей награды. Св. Иоанн Дамаскин касательно таких почивших, неоставляющих после себя ни родственников, которые бы молились о них, ни средств для раздачи милостыни или на совершение литургий, пишет: «Благой Бог спасает создание рук Своих, исключая только тех, которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую веру». (Его Слово о Почивших в Вере).

Итак, не от всех живых Бог приемлет молитву об усопших. Равно и не всем умершим грешникам, находящимся в аду, полезна молитва живых. Потерянные для царства небесного не пользуются ходатайством живых, да и сама Церковь о них уже не ходатайствует.

В числе спасенных и отверженных будут и богатые и бедные, и ученые и неученые, и знатные и незнатные. Вера спасет их, а неверие погубит навеки. Верующему отпускаются грехи и на земле и за гробом, ходатайством Церкви и ближних; а неверующему, по слову Самого Иисуса Христа, не отпускаются грехи ни здесь, ни в будущей жизни. Здесь нужно разуметь не ту веру, которую имеют и бесы, но веру, оправдываемую делами любви к Богу и ближнему.» [6]



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет