Чудесные исцеления: Заключение

Невярович В.К. 18 марта 2012
2135

Заключение

Итак, путешествие наше по необозримым просторам чудесных исцелений, явленных миру Божественной благодатью, подошло к концу. Вместе с тем все, что довелось увидеть и уяснить на протяжении всего пути следования, представляет собой лишь малый видимый участок гигантского айсберга, большая часть которого сокрыта от наших глаз водами минувших столетий.

А возможны ли истинно чудесные исцеления ныне и будут ли свершаться в будущем?

Божий промысел непостижим для смертных, тем не менее, ответ весьма очевиден: “Жив Бог!”, “И ныне, и присно, и во веки веков”. А потому свершались, свершаются и будут свершаться истинные, непостижимые человеческому разуму явления и события, в том числе и касающиеся целительства.

Время нынешнего века, устремленное к всеобщей “мерзости запустения”, не испытывает недостатка во всевозможных знамениях и чудесах: это и НЛО, и полтергейсты, и контакты с космосом, и сбывающиеся предсказания новоявленных пророков, и многое другое. Вместе с тем все эти явления не имеют никакого нравственного значения для жизни человечества, их цель, как правило, в привлечении внимания, поражении воспламененного воображения. Но все это подтверждает евангельское пророчество о великих знамениях и чудесах последнего времени явленных, “чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мф. 24,24).

Задача личного спасения каждого — важнейшая проблема и шанс, упустить который непростительно, ибо и судьба всего человечества в конечном итоге составляется нашими индивидуальными усилиями (“Стяжи себе мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся” преп. Серафим Саровский). Распространяющая свое влияние эпидемия бездуховности порождает нравственное всеобщее растление и тяжкие болезни. Напротив, духовность (то есть, жизнь в Духе Святом) привносит в совершенно обыденную деятельность малые эпизоды жизни — особый смысл, красоту и благородство. Человек духовный всякое дело совершает как подношение Господу. Он никогда не одинок, а всегда ощущает присутствие, поддержку и беспредельную неоплатную любовь незримого Бога. Чем духовнее человек, тем смиреннее он, тем меньше в нем самости (эгоизма), тем более спрашивает он с себя и способен прощать других. И наоборот, чем более в человеке гордыни, тщеславия, самолюбия, тем менее он “духопроводен”, менее “вместим” для Божественной благодати и тяжелее больна его душа. Жизнь в Боге освящает человека. Высота и кажущаяся непостижимость святости не должны пугать ищущего спасения и в наши дни, ибо этот путь заповедан Богом и относится не только к монахам и священнослужителям, но и ко всем мирянам.

В духовности и порядочности заключено естественное бытие души человека, которая, по меткому высказыванию Тертуллиана, “по своей природе христианка”. Православность как-то особенно отличала наших предков своей открытостью, душевностью, терпимостью, стойкостью и братолюбивостью, что отразилось на всем национальном самосознании, на всем христианском облике “души русской”. Присущее нам в старину состояние русского духа не истреблено в народе полностью и поныне, хотя мощно подменяется в последнее время иным, чуждым народной душе: духом нетерпимости, алчности, дерзости, бесстыдства и насилия. Провозглашенная у нас демократическая свобода в бездуховном своем проявлении приводит к распущенности, а порой просто к вакханалиям.

Культ тела, богатства, вещизм, чрезмерное пристрастие к зрелищности есть те же формы идолопоклонничества, а следовательно, и рабства тварному, ибо к чему прилепляется душа человеческая, тому человек и раб. Бездуховность — бич нашего времени. Бездуховные люди, “будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью” (Еф. 4, 18— 19).

Нарушение законов духовности (а они, несомненно, существуют, так же как физические или химические) приводит к повреждениям духовной субстанции человека. Многие, очень многие физические болезни имеют своей причиной болезни души. “Опыт свидетельствует, что грех и страсти разрушают здравие души и тела, — писал Св. прав. Иоанн Кронштадтский, а победа над страстями доставляет небесное спокойствие и здравие телу. Победи многоглавую гидру греха — и будешь здрав. Храни в себе спокойствие духа и не возмущайся, не раздражайся никакими противностями, обидами, неисправностями, неправдами, — и вот ты будешь наслаждаться всегда здравием душевным и телесным. Волнения, возмущения, огонь страстей различных пороков дают в нас множество болезней душевных и телесных”.

Именно поэтому так велико значение врачевания души, а не только тела. В современной же психотерапии применяются методы, ничего общего не имеющие с истинным целительством души (фрейдизм, неофрейдизм), а также техники, предусматривающие насилие над волей и личностью пациента, способствующие, с позиций Православия, вхождению в состояние “духовной прелести” (речь идет о гипнотизме и методиках, связанных с искусственно вызываемыми образами, медитативными, фантастическими переживаниями и представлениями).

Всевозможные же новшества типа метода Станислава Грофа, открывающего через трансовые состояния якобы переживания прошлых воплощений, реинкарнаций, или сексуального тренинга по Раджнишу представляются просто добровольным демоническим соитием. Истинная психотерапия содержится в святоотеческом учении, но нуждается в систематизации и изложении на современном языке. В ее основе самопознание и исцеление души от страстей и пороков. В чем же смысл самопознания? По словам еп. Феофана Затворника, “настоящее самопознание есть ясновидение своих недостатков и немощей в такой мере, что ими переполнено все”.

“Кто познает самого себя, тот познает Бога”, — писал Климент Александрийский. “Познай, что ты! Познай себя безсильным, познай грешником, познай, что ты запятнан. В твоем исповедании откроется пятно сердца твоего, сознание грехов заставит искать врача”, — писал проф. Скворцов в начале этого века. Самопознание — это древнейшая наука, основанная на глубочайшем внимании к себе и контроле за делами, чувствами и даже помыслами. Она предусматривает, кроме того, определенный аскетизм, созерцательность, внутреннее делание. Эта работа сопровождается постоянной незримой бранью, состоящей из узнавания и отражения вражеских атак, побед и поражений, духовных взлетов и омрачительных падений. Святые Отцы учат не допускать самоугодия ни в большом, ни в малом, видеть себя достойным всякой критики, укора и уничижения, осознать свое несовершенство и нечистоту, врачевать свою душу покаянием. Работа над очищением души и хранением чистоты в сердце должна составлять основу всей духовной жизни. “Когда будем очищать душу, — писал Св. Иоанн Златоуст, — от лжи, жестокости, блуда, нечистоты и любостяжания, когда сделаемся добродушны, сострадательны, заботливы о себе, когда не будет в нас кощунства-смехотворства, когда мы сделаемся достойными того, то что воспретит Святому Духу приблизиться и прилететь к нам? Он не просто приблизится, но исполнит сердце наше”.

Терапия души становится возможной через взаимовлияние душ, божественные духовные дары и силу слова, значение которой многими недооценивается. “Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? — писал св. Иоанн Кронштадтский. Словом мир сотворен и стоит... О, окаянные мы человеки! С какою драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса для души своей и душ других”... Сам отец Иоанн в высшей степени владел словом, не по форме, а по всей внутренней сути проникновения, что обусловливало во многом и его целительский удивительный дар. Удаление же от истинности в слове приводит к пустозвонной трескотне, ввергает душу в состояние засорения, беспокойства и смятения. В святоотеческом учении, основанном на Евангельских заповедях и опытном богопознании, заключен поистине животворящий для души источник, тем более в отсутствие некогда реально существовавших духоносных старцев в наше время (есть, правда, иная точка зрения, что отдельные старцы есть, но очень сокрыты и доступны лишь достойным по Божьему промыслу, однако уже Св. Игнатий Брянчанинов в конце XIX века не находил тех старцев, что же говорить о нашем времени?!) — это и важное руководство по исцелению и спасению души, своего рода компас и штурвал, сокровенный собеседник и наставник.

Для того, чтобы начать работу по самопознанию, надо внимательно задуматься над своим образом жизни, откровенно (не защищая себя ни в чем) признать свои пороки и ошибки, выявить все отрицательное, мерзкое, скверное, удаляющее от Бога. Может быть, в некотором плане вам помогут нижеприведенные вопросы, дающие нужное направление мысли

 

Люблю ли я других людей или использую их в основном лишь для достижения своих целей?

Не обижаю ли кого, не притесняю ли?

Лгу ли, клевещу ли, осуждаю ли других?

Как отношусь к своим родителям, детям, жене (мужу) и вообще ближним?

Храню ли супружескую верность, для находящихся в браке? И целомудрие, для одиноких?

Привношу ли мир и спокойствие, являюсь ли источником счастья для тех, с кем живу и работаю? Со всеми ли в мире?

Не жаден ли я, делюсь ли с другими тем, что имею?

Не присваиваю ли чужое?

Не проявляю ли к кому гнев, вражду, ненависть, зависть?

Делаю ли усилия, чтобы преодолеть свои недостатки и несовершенства, различаю ли их в себе?

Переношу ли я печаль и трудности жизни с терпением и верой?

Во что я истинно верю?

 

В последнее время многие обеспокоены поисками каких-то особых рецептов здоровья, ради обретения которого нередко впадают в абсурдные, а порой и далеко не безопасные эксперименты над собой: то начинают неразумно голодать, доводя себя до истощения и упадка сил, то пьют собственную мочу, пока не отравляют себя ею, то стоят подолгу на голове или осваивают сложные йоговские позы (асаны), рискуя получить серьезную травму позвоночника или суставов. Увлекаются модными диетами, сомнительными снадобьями, колдовством, магией, астрологией, биоэнергетикой. Вместе с тем неоценимую пользу в вопросах истинного целительства и самого образа жизни может указать Священное Писание. Ниже приводятся лишь некоторые положения, извлеченные из Нового Завета, интерпретированные для удобства изложения без искажения смысла (для сравнения приводится и подлинный текст). Условно эти положения озаглавлены как “Заповеди здоровья” (“Наблюдайте за собой”).

Кроме того, само чтение Св. Писания, как известно, оказывает благоприятное воздействие на душу, а через нее и на все устройство человеческого естества.




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет