Беседа о восьмой части Символа Веры

Проект «Закон Божий» 27 апреля 2012
3240
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.
Евангелие от Иоанна

В восьмой части Символа веры говорится о третьем Лице Святой Троицы — о Духе Святом.

Верую и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

Священномученик Ириней Лионский называет Бога Сына и Бога Духа Святого двумя “руками” Бога Отца.

Это совсем не значит, что они лишь орудия Божии в мире. Из данного высказывания следует, что каждое из Божественных Лиц имеет Свое особенное назначение в деле Божественного промышления о мире, подобно тому, как мы по разному используем правую и левую руку.

Святой Дух почитается христианами наравне с Богом Отцом и Богом Сыном, при этом, в отличие от Сына, который рождается от Отца, Дух Святой, по свидетельству Церкви, “исходит” от Отца, хотя всеми признается, что эти человеческие слова не в силах отобразить тайну Лиц Святой Троицы.

Если о Боге Сыне мы говорим, что через Него мир пришел в бытие — “Все через Него начало быть”, то о Духе Святом можно сказать, что Он одухотворяет, оживляет мир Божьей благодатью: “Святым Духом всяка душа живится” — гласит церковное песнопение, поэтому в Символе веры Святой Дух именуется “животворящим”.

Это действие Святого Духа по отношению к сотворенному миру можно видеть уже в первых словах Библии: “В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою”. Здесь Дух Святой уподобляется птице, высиживающей своих птенцов, согревающей их своим теплом.

Другое событие священной истории, возможно даже более удивительное, чем само творение мира — воплощение Сына Божия — совершается наитием на Деву Марию Святого Духа, сделавшего ее способной принять в свою девственную утробу Божественное Слово.

Накануне Своих крестных страданий Господь Иисус Христос обещает Своим ученикам послать “другого Утешителя”, Духа Истины, Который пребудет в Церкви Христовой до скончания века. Это обетование Господне исполнилось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков, и этот день является днем рождения Церкви.

Каждый христианин переживает свою личную Пятидесятницу, вступая в Церковь посредством таинства крещения, которое Спаситель назвал “рождением от воды и Духа”.

Во времена первых христиан крещение нередко сопровождалось получением особых благодатных даров: дара говорения на незнакомых языках, даром пророчества, даром исцеления болезней и другими, однако со временем эти явные свидетельства присутствия Святого Духа стали исчезать, но это совсем не значит, что Церковь духовно оскудела. По слову апостола Павла наиболее ценными проявлениями Духа Божия в человеке являются отнюдь не способности к чудотворению, а “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание”.

Эти духовные плоды можно видеть на примере многих тысяч святых угодников Божиих, и, пока в Церкви есть святые, врата ада не смогут одолеть Ее. Церковь мы называем святой не потому что в нее входят одни лишь святые люди, слово “святой” буквально означает “иной”, “не от мира сего”. Церковь Христова есть Церковь кающихся, тех, кто вооружился на борьбу со злом в себе и в мире.

Поэтому не только святые, безгрешные люди становятся храмом Святого Духа, но и каждый член Церкви имеет возможность приобщения к Божественной благодати через святые таинства, молитву, чтение Священного Писания, которое является Словом Божиим, ибо Сам Дух Святой говорил через пророков и апостолов.

“Да будут все едино”, — молился Христос перед Своими крестными страданиями. Это единство достигается в Церкви действием Святого Духа. Церковь есть Тело Христово, состоящее из множества людей, “клеточек” этого духовного организма, а Дух Святой подобен душе, оживотворяющей все тело, оживотворяющей все тело, именно Он соединяет разрозненные члены в единый Церковный организм, поэтому мы именуем Церковь “Единой и Соборной”.

Совершая грех, человек сам отсекает себя от Тела Христова. А самым страшным из грехов, по слову Спасителя, является “хула на Духа Святого”, т.е. сознательное противление Истине, ведь Духа Божия мы называем “Духом Истины”, и только искреннее раскаяние в грехе вновь “примиряет и соединяет человека” со Святой Церковью.

Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего. …Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Послание к Галатам святого апостола Павла (4,6-7)


Закон Божий

Содержание

Сайт проекта

Проект «Закон Божий»

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет