О страстях

Проект «Закон Божий» 27 апреля 2012
3975

Грех есть уклонение от доброго, не допускаемое ни законом, ни природой.
Святитель Григорий Богослов

Христианство понимает грех как нарушение заповеди Божией. Первый грех совершили Адам и Ева, нарушив запрет Бога вкушать с древа познания добра и зла.

Следствием грехопадения стало ослабление связи человека с Богом, разрыв и отчуждение между людьми, искажение человеческой природы, смерть и небытие. С тех пор каждый совершаемый проступок, усиливает внутренний разлад человеческого бытия.

В грехе существуют видимая и невидимая стороны. Видимая сторона — это сам греховный поступок, невидимая — это душевные побуждения, которые привели к его совершению.

Самое действенное оружие в борьбе с укорененными в душе греховными навыками — духовное трезвение, или постоянное памятование о грехе, и покаяние. “Покаяние восставляет падшего” — говорит преподобный Иоанн Лествичник.

В помощь человеку, вставшему на путь покаяния и борьбы со страстями, Церковь предлагает веками разработанное христианскими отцами учение о страстях, как источнике греха, и об их действии в нас. Согласно этому учению все греховные состояния человеческой души могут быть сведены к восьми главным страстям: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Эти восемь “лукавых” помыслов или пороков — есть главные возбудители греха в нас. Они действуют не каждая сама по себе, они внутренне взаимосвязаны. Из одной греховной привычки незаметно возникает другая.

Чревоугодие — самая “естественная” из страстей. Голод и жажду может испытывать всякий человек. Но при неумеренности естественное становится противоестественным, следовательно, порочным. Пресыщение и неумеренность в питании, по наблюдению святых отцов, возбуждают плотские движения и порывы, которые приводят, при несдержанности к страсти блуда. “Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда”, — говорил преподобный Ефрем Сирин.

Для удовлетворения этих страстей человеку нужны средства, избыток денег, что приводит к зарождению страсти сребролюбия. Отсюда ведут свое начало все грехи, связанные с деньгами: расточительство, тяга к роскоши, жадность, скупость, зависть.

Неудачи в жизни, неуспех в расчетах и планах, приводят к гневу, печали и унынию. Последние две могут привести человека к самоубийству, греху, после которого невозможно покаяться, а, значит, и получить от Бога прощение. От гнева рождаются раздражительность, озлобленность, ссоры, вражда, которые подтачивают отношения между людьми.

Любая из страстей может привести к смертному греху — убийству. Каждая страшна и разрушительна для человека. Различают страсти, происходящие от пороков — чревоугодие, блудная страсть, сребролюбие и гнев, и страсти, как бы ведущие свое начало от добродетели, что особенно опасно. Так, освободившись от давней греховной привычки, человек может возгордиться. Или наоборот, стремясь к духовному совершенствованию, человек прилагает усилия, но они не увенчиваются успехом, и он впадает в печаль и уныние.

Названные восемь пороков могут быть телесными (плотскими) — чревоугодие, блуд, сребролюбие, или могут корениться в душе — печаль, уныние, гордость, тщеславие.

Страсти разделяются на открытые и тайные. Пороки чревоугодия, сребролюбия, блуда, гнева очень трудно скрыть. Они прорываются на поверхность при каждом удобном случае. А страсти печали, уныния, иногда даже тщеславия и гордости могут быть скрыты от окружающих, и самим человеком осознаются труднее.

Опасность страсти в том, что, укоренившись в душе, она берет власть над человеком, который становится рабом греховных cтремлений. “Страсть, — говорит святой Марк Подвижник, — самовольно возрощенная в душе делом, восстает потом в любителе своем насильно, хотя бы он того и не хотел".

Человек способен остановить этот снежный ком, увеличивающийся от поколения к поколению, способен остановить страсть, разрастающуюся подобно опухоли, пока она окончательно не поглотила его и не ввергла в небытие, имя которому ад.

Страдающий от страстей человек может начать трудный путь своего освобождения прибегая к таинствам Церкви — исповеди и покаянию в грехах и обретая поддержку через соединение с Самим Господом Иисусом Христом в Евхаристии — таинстве причащения Его Плоти и Крови.

Только Господь в силах исцелить и обновить душу и все естество человека, желающего изменить свою греховную жизнь, вырваться из плена страстей, обрести душевный мир и согласие со своей совестью.

Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния.
Преподобный Никон Оптинский


Закон Божий

Содержание

Сайт проекта

Проект «Закон Божий»

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет