Таинство Брака. Часть 2

Проект «Закон Божий» 27 апреля 2012
2760

Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Таинство Брака сопряжено с тайной человеческой личности, поскольку человеческая личность по-настоящему может раскрыть себя только в любви. Брак так же сопряжен и с тайной рождения новой жизни, и с тайной единения Христа и Церкви.

Издревле люди испрашивали божественное благословение на брак. В Ветхом Завете брак благословляли старейшины рода – патриархи или родители жениха и невесты.

Как говорит Премудрый Иисус, сын Сирахов: «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир.3,9). Позже благословение преподавали священники, при этом совершалась молитва о благополучии новой семьи. В первые века христианства желающие вступить в брак должны были объявить о своем намерении общине верующих и получить благословение от епископа. За Литургией жених и невеста причащались Святых Христовых Таин и таким образом их союз запечатлевался Кровью Христовой.

Начиная с 9 века, Таинство бракосочетания отделяется от Литургии и примерно с этого же времени становится обязательной формой заключения брака для христиан.

В настоящее время Таинству Брака предшествует обручение. В начале обручения священник дает жениху и невесте горящие свечи, которые должны символизировать их взаимную любовь. Далее совершается обмен кольцами.

Кольцо, а точнее перстень с печатью, издревле считался символом власти над имуществом. Обмен кольцами, таким образом, свидетельствует о том, что супруги приобретают власть над имуществом друг друга. Отныне у них все общее.

Перед началом Таинства Брака священник обращается к жениху и невесте с вопросом, является ли их решение «благим и непринужденным», т.е. не движет ли кем-то из них корысть или какая-то нужда? Это принципиальный момент, поскольку настоящая любовь предполагает свободу, а где нет свободы, не может быть и подлинной любви, не может быть и «крепкой мысли», т.е. твердого намерения сохранять святость брака.

Получив от жениха и невесты утвердительный ответ, священник произносит молитвы, в которых приводит в качестве примера для подражания имена ветхозаветных праведных супругов: Авраама и Сарры, Иакова и Рахили, Захария и Елисаветы, Иоакима и Анны.

«Благослови брак сей, – обращается Церковь ко Господу устами священника, – и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадах благодать, неувядаемый славы венец».

По прочтении молитв на головы жениха и невесты надеваются венцы, и священник трижды торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!». После этого жених и невеста считаются мужем и женой. Далее читается Евангелие, Апостол и поется молитва Господня – «Отче наш». Потом супругам дают испить вина из одной чаши.

В Таинстве венчания тема общности супругов раскрывается гораздо полнее, чем в обручение. Ведь отныне, по мысли апостола Павла, муж и жена имеют власть не только над имуществом друг друга, но и самим телом, однако это власть любви, а не произвола. По сути, брак является «венчанием в плоть едину», поэтому любовь к супругу становится естественным продолжением любви к самому себе.

К сожалению, нередко наши страсти – гордость и самомнение, обидчивость и раздражительность не дают раскрыться в нас подлинной, самоотверженной любви, и венцы, возлагаемые на головы супругов, служат символом победы над этими страстями. А, поскольку искоренение страстей является мучительным процессом, то и сами брачные венцы сопоставимы с венцами мученическими.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь просит мучеников о молитвенной помощи молодым супругам. Во время пения тропарей (коротких песнопений), в которых призываются святые мученики, супруги трижды обходят по кругу аналой с Евангелием. Круг является символом вечности и должен символизировать собой вечность и нерушимость брачного союза.

По слову Спасителя в Царстве Небесном «ни женятся, ни выходят замуж» (Мф.22,30), все же мы верим, что посмертное блаженство заключается не только в одном богообщении, но и в общении святых между собой, поэтому подлинная цель брака – это достижение святости, совместное шествие супругов ко Христу. В этом смысле апостол Павел именует семью «домашней церковью» (Кол.4,15).

В будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости.
Святитель Иоанн Златоуст

Закон Божий

Содержание

Сайт проекта

Проект «Закон Божий»

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет